Число приезжающих в Севастополь туристов за последние несколько лет выросло в разы. О том, как город готовится встречать гостей в новом курортном сезоне, о реконструкции парков, создании культурного кластера и состоянии медпомощи в Севастополе в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор города Дмитрий Овсянников.
- Дмитрий Владимирович, совсем скоро во всем Крыму, и в Севастополе в том числе, стартует "высокий" курортный сезон. Насколько город готов к нему? Есть ли какие-то сложности? Возможно ли, что некоторые пляжи не успеют подготовить к сезону?
- Во-первых, мы будем готовы полностью. Во-вторых, мы каждый год фиксируем прирост туристического потока примерно на 15-20%. Я уверен, что такие же показатели мы увидим и в 2019 году.
Для нас сезон открывается не 1 июня, фактически он уже стартовал с майских праздников. 9 мая, как и день Военно-морского флота, является ключевым событием города, к нам приезжает много гостей.
Конечно, мы постарались привести город в порядок, сдали центральную аллею Парка Победы, продолжаем обустраивать другие общественные пространства.
Безусловно, готовим к летнему туристическому сезону все городские пляжи. Мы стараемся сделать город комфортным и для жителей, и для туристов.
- По итогам прошедших майских праздников можно ли уже говорить о росте турпотока в этом году?
- За первые четыре месяца 2019 года туристов приехало в наш город уже на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Туристическую статистику мы фиксируем по данным официально зарегистрированных отельеров. Если учитывать неофициальные данные, то, конечно, туристов в городе гораздо больше.
За последние пять лет налоговые поступления от сферы туризма в городе увеличились на 96%. За последние два года – на 20%. Это связано как с ростом туристического потока, так и все-таки с выводом из тени игроков рынка.
- Значительная часть туристической сферы Севастополя находится в тени. Что вы делаете для изменения ситуации?
- Один из ярких примеров грамотного подхода к решению проблемы показали отельеры, которые создали свою ассоциацию и способствуют выходу данного сегмента бизнеса из тени.
Но сложившуюся ситуацию можно переломить только со временем. У нас она аналогична той, что во всем Крыму, да и на побережье Краснодарского края тоже.
- Ранее вы заявили, что власти Москвы окажут помощь Севастополю в реконструкции улицы Большая Морская, инфраструктуры Артиллерийской бухты. Когда начнутся эти работы?
- У нас выстроено в целом конструктивное взаимодействие с Москвой. Подписано трехлетнее соглашение, где определены направления совместного развития – это не только финансовая помощь, но и методическая. Нам помогают в развитии отраслей образования, здравоохранения.
Мы получили возможность увеличить темпы благоустройства города. В этом году у нас появится сквер имени Астана Кесаева, закончится реконструкция Парка 60-летия СССР. Среди крупных и знаковых объектов, в которых севастопольцы увидят "руку" старшего товарища, - это парк "Учкуевка". С 15 мая мы приступили к работам и к концу года их закончим. Осенью планируем приступить к комплексной реконструкции одной из главных городских улиц - Большой Морской.
В планах благоустройство дворовых территорий, модернизация сети городского освещения - все это прописано в соглашении и реализуется в плановом режиме.
- В Севастополе, согласно поручению президента РФ Владимира Путина, создается крупный культурный кластер. Когда завершится проектирование, и начнутся строительные работы?
- В этом проекте две составляющие. Первая содержательная: каким образом будет организована работа по подготовке детей в будущих школах театрального искусства и хореографии, а также специалистов для этих объектов. Такую работу будут вести в течение двух-трех лет.
Уже набрана группа деток по хореографии, и 1 сентября они начнут заниматься. В течение лета зарегистрируют все необходимые юридические лица этих федеральных бюджетных учреждений.
Вторая составляющая связана с обликом объектов и сроками их строительства. 29 апреля прошли публичные слушания. Была критика, но прозвучали и полезные предложения. К концу мая мы утвердим проект планировки территории.
Безусловно, это будет большое общественное пространство с парком и набережной. В июне мы получим архитектурные облики первых двух объектов, а до 1 октября - окончательные облики оставшихся двух объектов: Театра оперы и балета, музея. Но уже сейчас готовятся площадки, разрабатывается проектно-сметная документация для строительства инфраструктуры и коммуникаций, готовится проектно-сметная документация для самих объектов.
После утверждения проекта планировки территории будем готовиться к разработке проектно-сметной документации парковой зоны и набережной. Общий срок окончания всех объектов – 2023 год.
- Ранее сообщалось об удорожании проекта создания яхтенной марины в Балаклаве. На сколько подорожал проект и почему?
- Вы знаете, это не единичный случай увеличения стоимости объектов по Федеральной целевой программе социально-экономического развития Крыма и Севастополя (ФЦП). Чтобы обосновать стоимость работ, проект проходит проверку в Главгосэкспертизе. Например, стоимость онкологического диспансера или инфекционной больницы в итоге оказались выше, чем изначально закладывалось в ФЦП. Тоже самое произошло и с яхтенной мариной в Балаклаве.
На этапе внесения любого объекта, тем более столь крупного, в ФЦП можно ошибиться, поскольку мы не знаем реального состояния того, или иного пирса, инфраструктуры. Только на стадии проектирования, прохождения технико-ценового аудита (ТЦА), Главгосэкспертизы мы это видим.
Общая сумма по итогам прохождения ТЦА была зафиксирована на уровне 7 млрд рублей, в ближайшей корректировке бюджета она будет отражена. Это так называемая бюджетная часть финансирования. Что касается внебюджетных инвестиций, они сохраняются на уровне 10-15 млрд рублей.
Сейчас проект в Балаклаве находится на этапе подготовке проектно-сметной документации. Все идет по плану.
- Началась передача "Севморпорта" в федеральную собственность, но не называется структура, в которую он войдет. Можете уточнить название структуры? Когда завершится передача?
- Нам, прежде всего, важна экономическая стабильность "Севморпорта". Одним из вариантов его развития мог стать поиск ключевого стратегического инвестора и приватизация этого актива. Другой вариант – его безвозмездная передача в уполномоченную федеральную структуру. Мы выбрали второй вариант, потому что у нас не было законных полномочий для первого.
Я обратился к президенту России Владимиру Владимировичу Путину с просьбой о передаче порта в ведение Минтранса РФ: в Росморпорт или в Росморречфлот. В настоящий момент подготовлена дорожная карта, которая предусматривает поэтапную передачу этого актива в ведение Минтранса.
Считаю, что Минтранс близок по производственной деятельности к "Севморпорту". Процесс передачи не очень быстрый и будет длиться в течение двух-трех лет. Это связано и с имущественным комплексом "Севморпорта", и с текущими финансово-экономическими показателями, которые, к сожалению, отрицательные. Но сохранение коллектива порта, его производственной деятельности, перевалки является для нас приоритетом. Передавая порт в ведение Минтранса России, мы хотим сохранить предприятие.
- На ваш взгляд, что даст "Севморпорту" перевод в федеральную собственность?
- Во-первых, это даст ему профессиональных управленцев. Чиновники, к сожалению, не могут эффективно управлять ГУПами. Это моя принципиальная позиция не только в отношении порта, но и в отношении предприятий сферы ЖКХ, связи. У нас очень много государственных секторов экономики, которые образовались в 2014 году. На мой взгляд, их приватизация, поиск стратегических инвесторов (естественно, с соблюдением всех конкурсных процедур) являются эффективным решением. Чиновник не должен решать, кого назначать, какие кредиты брать, что покупать и отвечать за финансово-экономические результаты, по сути дела, коммерческих хозяйствующих субъектов. Поэтому что это должны делать профессионалы. "Севморпорт" выиграет от того, что попадет в ведение профессиональных управленцев в сфере портового хозяйства.
- В мае вы встретились с представителями госкорпорации "Ростех", договорились о реализации ряда проектов ("Умный город", "Безопасный город", модернизация системы освещения и др.). О каком объеме средств идет речь?
- Действительно, недавно мы встретились с индустриальным директором "Ростеха" Сергеем Сахненко. На встрече были представлены компании электронного кластера.
На встрече были представлены проекты, которые касаются модернизации уличного освещения, информатизации здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, монтажа систем безопасности в системе образования в школах, проекта "Безопасный город".
Впервые в этом году мы заложили источники средств финансирования на ближайшие три года на реализацию данных проектов, но этих средств недостаточно. Например, на модернизацию системы освещения города у нас в бюджете предусмотрено около 700 млн рублей, а нам надо примерно 1,2-1,3 млрд рублей.
Конечно, получить стратегического партнера в лице "Ростеха" и его предприятий – это перспективно, это означает дополнительные инвестиции и завершение проектов в полном объеме. Фактически, у нас есть шанс завершить все проекты раньше срока с внятными источниками инвестирования.
На Петербургском международном экономическом форуме мы планируем подписать соглашение по реализации данных проектов. Уже договорились, что до 1 июля проведем аудит активно реализуемых проектов. Нам важно провести аудит подходов, чтобы затем плавно переключиться на реализацию данных проектов через "Ростех".
- Недавно на одной из встреч с президентом был поднят вопрос медпомощи в Севастополе и строительства больниц. Будет ли проверен случай, когда больной якобы отказали в химиотерапии?
- Я хочу сказать, что наши медики трепетно относятся к своей работе и, безусловно, стремятся оказать необходимую медицинскую помощь. Тот случай, который был озвучен на Медиафоруме ОНФ, показателен тем, что получил оценку, его проверяли год назад и Следственный комитет, и МВД. Проводили дополнительные экспертизы по качеству оказания помощи, дозировкам, которые не выявили неправильных действий медиков.
Тем не менее, этот случай преподнесли как обычную практику в Севастополе, что врачи воруют, оказывают некачественную помощь. Мне за них обидно.
Поэтому, мне кажется, сейчас надо дать правовую оценку тех проверок, которые были год назад, еще раз посмотреть и окончательно ответить, как реально все это происходило.
Что касается строительства трех больниц: инфекционной, больницы скорой медпомощи и онкоцентра. За последние полтора года мы провели проектирование этих медучреждений. Все проекты прошли Главгосэкспертизу, приняты решения об их включении в ФЦП с необходимым объемом финансирования. В этом году мы начинаем строительно-монтажные работы, и объекты, в которых город нуждается, будут построены.
Но это не означает, что мы не приводим другие больницы города в порядок. Тот же онкологический диспансер за последний год отремонтировали, установили в нем МРТ, завершаем монтаж лучевого ускорителя. Таких, кстати, лучевых ускорителей во всей Москве всего два, а у нас будет свой. Мы его получили по линии помощи Москвы. В конце июня проведем приемочные испытания.
Также мы получили от Москвы около 100 млн рублей, на которые закупили оборудование, которое придет в город к 1 июля. В этом году в рамках нацпрограммы здравоохранения по линии онкологии получим оборудование еще на 235 млн рублей. Фактически мы создаем в городе, пока строится онкодиспансер, качественную онкологическую службу. Сейчас нам необходимо решать вопросы не только строительства, но и привлечения специалистов для работы в будущих объектах здравоохранения.
Всего в городе будет построено 11 медицинских учреждений, в ФЦП включили девять объектов. В том числе проектируем две новые районные больницы.