Центр / Точка зрения 16 ноября 2017 г. 16:15

ДТП с приговором

Interfax-Russia.ru – В резонансном деле о погибшем мальчике из Балашихи Алеше Шимко поставлена точка. Суд приговорил водителя Ольгу Алисову к трем годам заключения в колонии-поселении.

ДТП с приговором
© РИА Новости. Кирилл Каллиников

Автомобильную аварию, произошедшую в апреле этого года, можно по праву назвать одним из резонансных дел, с которыми столкнулось российское правосудие.

15 июня пресс-служба подмосковного главка МВД сообщила о возбуждении уголовного дела по факту гибели в апреле шестилетнего мальчика под колесами автомобиля, которым управляла 31-летняя женщина, во дворе жилого дома в городе Железнодорожном (один из районов Балашихи). В сообщении отмечалось, что женщине предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшем смерть (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Вроде бы, все ясно – авария, наезд, смерть, уголовное дело. Но, в деле погибшего ребенка вдруг начали всплывать ужасающие подробности.

Вскоре после ДТП специалисты обнародовали заключение, в котором говорилось, что у ребенка было обнаружено 2,7 промилле алкоголя в крови. Это обстоятельство вызвало широкий общественный резонанс и сомнения в результатах экспертизы.

Официальный представитель МВД Ирина Волк сообщила, что ГУ МВД по Московской области проводит служебную проверку, в ходе которой будут изучены материалы уголовного дела, дана оценка действиям должностных лиц.

В Следственном комитете сообщили о возбуждении уголовного дела о халатности и допросе проводивших экспертизу специалистов.

В свою очередь, прокуратура Московской области потребовала передать для дальнейшего расследования материалы дела из Балашихинского следственного управления МВД в специализированное подразделение по расследованию дорожно-транспортных происшествий подмосковного управления МВД.

К делу "пьяного мальчика" подключились эксперты, правозащитники, сенаторы и депутаты.

Позже официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко сообщила, что судебная экспертиза опровергла вывод о наличии алкоголя в крови ребенка, а врачу Михаилу Клейменову, проводившему первоначальную экспертизу, предъявлено обвинение в халатности.

По данным СКР, Михаил Клейменов проводил судебно-медицинскую экспертизу тела погибшего ребенка, по результатам которой был сделан вывод о том, что мальчик находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.

"После передачи уголовного дела в Главное следственное управление СКР была назначена комплексная судебная экспертиза и ее результаты позволили следствию прийти к выводу, что Клейменов нарушил положения действующих нормативных актов в сфере производства судебно-медицинских экспертиз, и его вывод о состоянии ребенка в момент дорожно-транспортного происшествия является необоснованным", - сказала Светлана Петренко.

Комплексная судебная экспертиза подтвердила, что у малолетнего на момент дорожно-транспортного происшествия ребенок был трезв.

"Обнаруженный при химическом исследовании образца его крови этиловый спирт возник посмертно. Об этом свидетельствует и отсутствие в образце этилглюкуронида - маркера прижизненного употребления алкоголя", - сказала Светлана Петренко.

По данным следствия, врач забрал образец крови погибшего мальчика ненадлежащим образом, "что привело к его загрязнению спиртообразующей микрофлорой и процессу спиртового брожения, и при химическом исследовании в образце был обнаружен этанол в количестве 2,7 промилле".

"В такой ситуации с учетом своего опыта Клейменов должен был понимать, что подобная концентрация алкоголя в крови ребенка соответствует состоянию поверхностной комы, и для подтверждения или исключения факта прижизненного употребления алкоголя необходимо проведение биохимического исследования. Но этого сделано не было", - сказала представитель СК.

По ее словам, "Михаил Клейменов предпочел занять активную позицию, давая комментарии в СМИ и пытаясь убедить всех в своей правоте, совершенно забыв о нарушении прав потерпевших".

"И сейчас у следствия имеются иные факты", - сказала Светлана Петренко.

Она отметила, что на основании данных экспертизы следствием также сделан вывод о том, что погибший мальчик был здоров.

Светлана Петренко добавила, что комплексную судмедэкспертизу провела комиссия из 18 опытных экспертов ведущих научных, образовательных и экспертных учреждений министерства здравоохранения и министерства обороны.

Между тем, 6 июля Железнодорожный городской суд отправил Ольгу Алисову под арест до 15 сентября. Позже арест Ольги Алисовой был продлен до 30 января 2018 года.

Женщине было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшем смерть (ч.3 ст.264 УК РФ). Она свою вину признала частично.

"Я признаю, что мои действия повлекли смерть человека, но это был несчастный случай. Я не могла его видеть", - пояснила обвиняемая.

И все-таки, правосудие свершилось - Железнодорожный городской суд Московской области приговорил женщину к трем годам колонии-поселения. "Приговором суда Алисовой назначено наказание в виде трех лет колонии-поселения. Судом также частично удовлетворен иск родственников погибшего ребенка о взыскании с нее компенсации морального вреда в сумме 2,5 млн рублей, а также 60 тысяч рублей, затраченных на погребение", - сказали "Интерфаксу" в суде.

Также она лишена права управлять транспортными средствами сроком на два года и шесть месяцев.

Адвокат семьи погибшего мальчика, председатель Московской коллегии адвокатов "Коллегия адвокатов Павла Астахова", ведущий специалист в области семейного, гражданского и уголовного права Виктория Данильченко рассказала Interfax-Russia.ru, что считает наказание достаточным.

"Процесс проходил серьезно, было допрошено много свидетелей. Разобрался ли суд? я полагаю, что да, времени было более, чем достаточно. И я скажу так: в практике, которая существует на данный момент в данной категории дел (причинение смерти по неосторожности), три года колонии-поселения, это достаточно значимая мера", - рассказала Interfax-Russia.ru адвокат семьи погибшего мальчика, председатель Московской коллегии адвокатов "Коллегия адвокатов Павла Астахова", ведущий специалист в области семейного, гражданского и уголовного права.

По словам юриста, подсудимая вела себя на суде очень некрасиво.

"Мы с вами понимаем, не важно, что происходит у тебя внутри, какие у тебя убеждения – но есть человеческая жизнь, ты сама мать, у тебя у самой есть дети, как так можно в последнем слове не извиниться, не принести соболезнования семье, а лишь сказать, что в соответствии с конституцией РФ за детьми должны следить их родители и люди старшего возраста", - недоумевает юрист.

Она добавила, что адвокаты потерпевшей стороны обратились в суд с просьбой вынести частное постановление в адрес адвоката обвиняемой и частное постановление в адрес следствия в связи с долгим возбуждением уголовного дела. Суд удовлетворил ходатайство юристов и вынес постановление.

"Адвокат Алисовой на суде вела себя крайне вызывающе. Я никогда не приветствовала адвокатов, которые сидят и молчат, но здесь даже речь об адвокатской деятельности не идет, здесь человек позволял себе неуважение к пострадавшей стороне, к своим коллегам", - сказала Виктория Данильченко.

Она обратила внимание также на то, что суд взыскал с подсудимой моральный вред в размере 2,5 миллионов.

"Это большая редкость, к сожалению, для нашей страны. Моральный вред крайне редко взыскивают свыше 1 млн рублей. А здесь 2,5. Отец погибшего малыша, Роман Шимко, хочет деньги отдать на лечение детей с различными заболеваниями", - сказал адвокат.

Виктория Данильченко отметила, что занимались адвокаты этим делом искренне и совершенно бескорыстно - настолько потрясла их эта история.

После приговора адвокат Ольги Алисовой Наталья Куракина заявила, что вынесенный приговор будет обжалован в связи с многочисленными, по мнению защиты, нарушениями.

В свою очередь, родители Алеши Шимко намерены добиться максимально жесткого наказания для врача судебно-медицинской экспертизы Михаила Клейменова.

"Мы будем добиваться привлечения к суровой уголовной ответственности всех, кто совершил это чудовищное преступление против ребенка и его семьи, и опорочил имя погибшего мальчика. Учитывая те заявления, которые Клейменов делал на всю страну, мы будем добиваться максимального предусмотренного санкцией ч.1 статьи 293 УК РФ (Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей) наказания, а также возмещения морального вреда", - заявил "Интерфаксу" адвокат Романа Шимко Виктор Данильченко.

Известно, что Минздрав Московской области примет решение о дальнейшей судьбе судмедэксперта только после суда,.

"Суд должен вынести свой вердикт. Если все подтвердится, мы примем меры. Пока это субъективно", - сообщил глава ведомства Дмитрий Марков сказал "Интерфаксу".

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook