Центр / Точка зрения 12 июля 2011 г. 16:29

Столица раздвоится

Interfax-Russia.ru – Призыв Медведева подумать над дальнейшей судьбой Москвы оформился в конкретные предложения. Площадь столицы увеличится в 2,4 раза, город также обретет второй центр.

Возможно, через пару десятилетий, прежде чем ответить на вопрос, как проехать в центр Москвы, москвичи будут уточнять у приезжающих: "В какой именно?" В скором времени первопрестольная станет еще шире, и, кроме того, лишится своей веками складывавшейся "моноцентричности".

Тему расширения столицы президент РФ Дмитрий Медведев поднял еще в прошлом месяце на Петербуржском международном экономическом форуме. Если ранее многие эксперты предлагали объединить Москву и Московскую область, то глава государства предложил пойти по другому пути: найти территории, подходящие для переноса федеральных ведомств и создания международного финансового центра в Подмосковье, а затем "синхронизировать" их развитие с Москвой.

1 июля Медведев дал поручение главам двух регионов Сергею Собянину и Борису Громову договориться о том, какие территории могут отойти Москве, а точнее, по замыслу главы государства, Столичному федеральному округу.

11 июля руководители Москвы и Подмосковья развеяли все сомнения и догадки по поводу дальнейшей судьбы столицы. После встречи президента России с московским мэром Сергеем Собяниным и губернатором Подмосковья Борисом Громовым выяснилось, что дальше Москва будет прирастать "юго-западом". Именно в эту сторону планируется ее расширение за счет отданных Подмосковьем площадей. И туда, по словам московского мэра, перенесут государственные учреждения.

"Речь идет о большом участке от Варшавского до Киевского шоссе и дальше на юго-запад, ограниченного большой кольцевой железной дорогой", - пояснил журналистам Собянин по окончании встречи с президентом РФ.

В целом к территории столицы отойдет участок площадью 144 тыс. га. Если учесть, что ранее площадь Москвы составляла примерно 100 тыс. га, то Москва станет больше в 2,4 раза.

Столицу, согласно планам властей, ожидает и новая схема развития. О ее деталях также рассказал столичный мэр.

По словам Сергея Собянина, Москва будет развиваться по схеме "полицентрических больших квадратов, что позволит обеспечить более равномерное распределение рабочей силы и решить проблемы экологии столицы".

В теории должны решиться и транспортные проблемы. Новый центр разгрузит не только историческую часть города, но и всю Москву. Вместе с тем, работать в "новой" части города будет удобнее, чем в "старой". По словам мэра, плотность застройки на новых территориях будет "в два раза меньше, чем в столице".

"За счет перемещения большого количества учреждений и рабочих мест Москве будет дышать легче", - пообещал Собянин.

Правда, мэр не стал уточнять, какие именно учреждения переместят из "старого центра" – этот вопрос еще не обсуждался. Но ранее о готовности вывести финансовые ведомства за пределы МКАД сообщал министр финансов Алексей Кудрин.

По мнению чиновника, в единый комплекс финансовых учреждений, перенесенных за пределы нынешней Москвы, могли бы войти министерство финансов, ФСФР, Росфиннадзор и другие государственные финансовые институты. Для этого есть веские причины. Так в настоящий момент ограничены возможности расширения, в том числе компьютерной базы, в центре города, отмечал глава Минфина. Существуют также проблемы с транспортом и размещением.

Коллега Собянина глава Подмосковья Борис Громов рассказал о другом согласованном с президентом решении. Так, международный финансовый центр (МФЦ), о необходимости создания которого последние несколько месяцев заявлял глава государства, появится в Рублево-Архангельском направлении. Таким образом, МФЦ окажется немного в стороне от места, где будут располагаться "перевезенные" госучреждения. Ранее сообщалось, что земли в Рублево-Архангельском, запланированные под строительство элитного жилья, частично принадлежат "Сбербанку", и, следовательно, находятся под государственным контролем.

Интересно, что участники земельного рынка критически оценивают план такого расширения столицы. Так заместитель генерального директора "МДК-Групп" Алексей Тонконогов считает, что логичнее было бы расширяться за счет присоединения городов-спутников (Химок, пригородов, расположенных по направлению Ярославского шоссе и Зеленограда).

Генеральный директор компании GEO Development Максим Лещев видит в заявленном властями расширении другую проблему. По его мнению, в юго-западном направлении от Москвы почти нет свободных территорий под строительство, фактически вся земля находится в собственности крупных и мелких землевладельцев или входит в лесной фонд.

По мнению специалистов земельного рынка, земля в юго-западном направлении подорожает, но в разумных пределах – до 20%. Что же касается земли под многоэтажное строительство или промышленные территории, то там цены могут подскочить вдвое. Кроме того, эксперты считают, что кадастровые работы на новых территориях могут превратиться в бумажную волокиту, что задержит их развитие на год-два.

В общественном движении "Архнадзор" поддержали предложение о полицентричности, но выразили опасения, что транспортная проблема в столице может усугубиться.

"Если мощный центр притяжения машин с мигалками окажется на юго-западе, возникает закономерный вопрос, как будет решена транспортная схема", - сказала "Интерфаксу" координатор "Архнадзора" Наталья Самовер.

Она отметила, что "если сейчас федеральные учреждения распределены по центру города, то не факт, что размещение их в одном месте не приведет к транспортному коллапсу".

Однако, судя по всему, власти тоже серьезно озабочены этим вопросом. Уже известно, что до Подмосковья в скором времени доберется московское метро. Одну из линий предполагается продлить до самого Сколково. Это подразумевает совместный план развития Москвы и области, детали которого были озвучены одновременно с предложениями о расширении столицы.

Этот план также предусматривает "продление линии метрополитена от станции Юго-Западная на два перегона - "Тропарево" и "Румянцево", - а также продление линии от Южного Бутова на один-два перегона в район Коммунарки".

МКАД в перспективе ожидает реконструкция, кроме того, в нынешних границах столицы появятся три хордовых направления (по сути, эти прямые трассы, не проходящие через центр, укоротят расстояния между дальними точками Кольцевой автодороги - ИФ) движения. Как ожидается, такое нововведение минимизирует транспортные потоки. Транспортную систему столицы, по обещаниям властей, ожидает "интеллектуализация" – организация движения будет корректироваться после оценки ситуации в наиболее загруженных ее узлах, в том числе с помощью современных систем видеонаблюдения и автоматизации.

Кроме того, согласно плану, огромное внимание будет уделено развитию железнодорожного транспорта, особенно в западном, юго-западном и южном направлениях. В ближайшем будущем планируется построить два железнодорожных вокзала на Киевском и Курском направлениях Московской железной дороги.

Планы по развитию скоростного транспорта включают в себя также строительство соединительных железнодорожных путей между Смоленским и Киевским направлениям Московской железной дороги, модернизацию и продление Усовской железнодорожной ветки. В программе также строительство линий скоростного трамвая, "преимущественно в широтном направлении".

Впрочем, все это дело не ближайших месяцев, а планы на будущие десятилетия.

По мнению главы столичного стройкомплекса, заместителя мэра Москвы Марата Хуснуллина, на освоение и застройку новых территорий уйдет 20 лет. Правда, как подчеркнул чиновник, говорить о конкретных сроках пока рано. Но уже очевидно, что "библия застройщиков" - Генплан столицы претерпит в ближайшее время существенные изменения.

Москву, по всей видимости, ждут глобальные перемены – превосходящие по масштабам те, которые случились полвека назад. Тогда Москва обрела свои нынешние границы, поглотив часть своих пригородов.

Насколько хватит грядущих изменений, и куда двинется Москва еще через полвека – покажет время.

Обозреватель Алексей Дружников