Центр / Точка зрения 26 мая 2011 г. 15:21

Поборолся с поборами

Interfax-Russia.ru – Военный летчик Игорь Сулим обратился к руководству ВВС и Минобороны с жалобой на поборы, процветавшие в Липецком авиацентре. Проверка показала, что офицер не врал.

Скандал с липецким авиационным центром произошел вскоре после того, как военный летчик старший лейтенант Игорь Сулим написал заявление о фактах вымогательства по месту службы. Заявление было адресовано руководителям ВВС, министру обороны РФ Анатолию Сердюкову и главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. Текст этого письма Сулим выложил также в своем блоге.

Согласно заявлению офицеры военной части 62632-A, находящейся в Липецкой области, в течение 2010-11 годов принуждались к ежемесячной сдаче получаемых ими премий. Далее, как следует из письма, поборы передавались вышестоящему начальству. Причем, сбор денежных средств был, по письму Сулима, основан на назначении общей суммы на все подразделение. Этим обеспечивался принцип круговой поруки.

"Отказаться от сдачи по моральным принципам ни один военнослужащий не мог, не мог отказаться и командир подразделения, что было обусловлено угрозой увольнения по причинам переаттестации в период реформирования ВС", - признавался в заявлении Сулим. По его оценкам общая сумма вымогаемых денег с его подразделения составляла 140-180 тыс. рублей в месяц. В год, по его данным, с четырех эскадрилий вымогалось до 7 млн рублей. Сам Игорь Сулим платил каждый месяц начальству 13,6 тыс. рублей.

Такая практика была введена практически сразу же после того как стал действовать приказ Минобороны N400, устанавливавший премиальные выплаты офицерам. Обращения в органы контрразведки и прокуратуры, по словам Сулима, результата не принесли. На офицерский состав после этого стали давить еще сильнее. Старший лейтенант не исключал связи между командованием части и военной прокуратурой Тамбовского гарнизона, поскольку случаи обращения ко вторым всегда становились известны первым.

В случае проверок, по свидетельству Сулима, офицеров заставляли писать фальсифицированные рапорты о том, что никаких поборов нет. Ему самому незадолго до написания письма пригрозили лишением премии и запретили обращаться в вышестоящие инстанции.

Впрочем, Сулим решился нарушить запрет. К тому же, как свидетельствует он сам, на момент отправки письма в отношении него было начато расследование по факту клеветы на командира части 62632-А полковника Эдуарда Ковальского.

Сразу же после публикации письма старшим лейтенантом заинтересовались следователи СК РФ по Тамбовскому гарнизону. К ним присоединилась комиссия главкомата ВВС. Они допросили летчиков и командиров части. Ни руководство части, ни сам Сулим не комментировали в это время происходящее журналистам. Впрочем, летчик продолжал вести в это время свой блог.

Там, в частности, Сулим признался, что успел написать рапорт об увольнении из вооруженных сил "по причине систематических вымогательств со стороны командования части и унижения личного достоинства". 21 мая он сообщил, что его рапорт удовлетворили.

"Логика простая, раз рапорт удовлетворен, значит, они признают факт вымогательств. Надеюсь, что президент Медведев обратит внимание на то, какими передовыми шагами в Липецке развивают антикоррупционное законодательство", - добавил Сулим комментарий к своей записи. Интересно, что мнение блоггеров по поводу поступков самого офицера разделились. Некоторые считали, что он позорит вооруженные силы и звание офицера, выступая в качестве жалобщика, другие – восхищались и сравнивали с легендарно известным майором Алексеем Дымовским и блоггером Алексеем Навальным. Кроме блоггеров, по словам Сулима, его поддержали летчики пилотажных групп "Русские витязи" и "Соколы России".

Вопреки самым худшим ожиданиям, вскоре оказалось, что факты, изложенные старшим лейтенантом в заявлении, подтвердились.

Так, 23 мая официальный представитель Минобороны полковник Игорь Конашенков сообщил, что комиссия ведомства установила факты противоправных действий некоторых должностных лиц в Липецком государственном центре подготовки авиационного персонала. Более того, после проверки эта комиссия настояла на возбуждении уголовного дела.

"В настоящее время главным командованием Военно-воздушных сил даны указания о возбуждении уголовного дела и передаче всех имеющихся материалов проверки в органы Военной прокуратуры для проведения расследования и определения степени ответственности виновных должностных лиц Центра", - сообщил Конашенков.

В этот же день сообщение об уголовном деле появилось на официальном сайте Главной военной прокуратуры (ГВП). ГВП также признало, что факты, изложенные в интернет-обращении Сулима, подтвердились.

"Установлено, что командир воинской части полковник Эдуард Ковальский вместе со своим заместителем по воспитательной работе полковником Сергеем Сидоренко, превышая свои полномочия, принуждали офицеров, премированных за успехи в боевой подготовке, сдавать им часть денег, - говорилось в сообщении. – С 2010 года, таким образом, они присвоили около 2 млн. рублей".

По материалам прокурорской проверки в отношении Ковальского и Сидоренко было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). В случае доказанной вины им может грозить до 4 лет лишения свободы.

О фактах поборах сообщил также заместитель главкома ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев, который возглавлял комиссию главкомата ВВС, работавшую в Липецке. "На самом деле, все подтвердилось", - заявил он 24 мая в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

После опроса летчиков и командования была выявлена схема, согласно которой эскадрилья по указанию одного из руководителей авиационной базы должна была ежемесячно собирать и передавать ему из премиальных офицерских денег 185 тыс. рублей.

По словам Бондарева, например, Сулим действительно должен был ежемесячно отдавать 13 тыс. 600 рублей, заместитель командира эскадрильи – 20 тыс. рублей, командир эскадрильи – 22 тыс. рублей. После этого, сказал генерал, деньги передавались одному из заместителей командира авиационной базы.

Генерал-лейтенант рассказал также о том, куда шли потраченные деньги. Ранее в СМИ появилась информация о том, что средства частично тратились на хозяйственное обустройство части. Заместитель главкома ВВС РФ сообщил, что сбор денег осуществлялся для того, чтобы выплачивать премии тем офицерам, которые не имели права на их получение. Так "премиальные" двух капитанов, имевших дисциплинарные взыскания, доходили до 38,5 тыс. рублей (примерный заработок в части). Из этих же денег дополнительно выплачивалась определенная сумма двум лейтенантам, недавно прибывшим из училища, и делопроизводителю.

Вместе с тем, Бондарев заметил, что никто из офицеров в течение этого времени не подавал никаких жалоб – ни командованию, ни в военную прокуратуру. Даже Сулим, по его словам, не жаловался на происходящее собственному отцу, который является высокопоставленным офицером и служит в главном штабе ВВС.

Генерал-лейтенант также сообщил, что офицеры во время проверки не пострадали, и никто никого не собирается увольнять. "И даже тот старший лейтенант Сулим, который написал рапорт об увольнении по собственному желанию (позднее это утверждение признают одной из самых явных неточностей в интервью военного – ИФ), находится на той же должности", - сказал заместитель главкома.

Сам Сулим отозвался о выступлении генерал-лейтенанта Бондарева неодобрительно. По мнению летчика, тех, кто смеет бороться за "прекращение порочащих честь ВВС вымогательств", в эфире радиостанции обозвали трусами, перевернули факты и нарисовали абсолютно не ту картину, которая формирует понимание самого вопроса "почему так получилось". По его мнению, никто из вышестоящего командования, видимо, не хочет разобраться в схеме функционировавшей не только в липецкой части (о подобных поборах военному летчику начали сообщать и из других частей – ИФ). Некорректно было говорить и о трусости. Сулим заметил, что озвучивал фамилию оперативника, к которому он обращался с жалобой, в СМИ.

"Коли я делал такие заявления в одном из самых массовых изданий периодической печати, наверное, как здравомыслящий человек, я отдавал себе отчет о том, что нужно отвечать за свои слова, и чем-то их подтверждать", - пишет Сулим. Он считает, что командование заинтересовано в "тушении пожара", а не в том, чтобы такое больше не повторялось. Сейчас офицер перестал комментировать обстоятельства дела и фигурантов, поскольку началось следствие.

А вскоре в истории случился еще один неожиданный поворот. Его последствия, правда, пока непредсказуемы. 25 мая стало известно, что Анатолий Сердюков поручил провести в Вооруженных силах проверки для выявления коррупции в командном составе. При выявлении случаев поборов с подчиненных должностные лица понесут установленную законом ответственность.

Интересно, что прием жалоб от военнослужащих будет сделан в формате электронных приемных главнокомандующих видами Вооруженных сил, командующих родами войск, военных округов и флотов – на официальном сайте Минобороны.

"Заполнив соответствующие поля формы, в каждую из электронных приемных могут обратиться военнослужащие независимо от подчиненности, занимаемой должности и звания, а также их родственники и члены их семей", - сообщил "Интерфаксу" представитель Минобороны.

Изложенная в обращениях информация о злоупотреблениях должностных лиц Вооруженных сил будет в обязательном порядке рассматриваться и проверяться, отметил собеседник агентства.

Правда, насколько поможет такая система пока неясно: будет ли она раскрывать, либо напротив с успехом "прикроет" преступления в офицерской среде. Впрочем, работать плохо ей же самой не выгодно. Российской власти в решающий предвыборный год новые навальные, очевидно, нужны в последнюю очередь. Им бы со "старыми" разобраться.

Обозреватель Алексей Дружников