Эксклюзив 5 августа 2016 г. 17:54

Ректор ГСГУ А.Мазуров: "На протяжении последних четырех лет наш вуз неизменно входит в число высокоэффективных"

Ректор ГСГУ А.Мазуров: "На протяжении последних четырех лет наш вуз неизменно входит в число высокоэффективных"

Государственный социально-гуманитарный университет, расположенный в подмосковной Коломне, вошел в число высокоэффективных вузов по результатам мониторинга деятельности учебных учреждений в 2015 году, проведенного министерством образования и науки РФ. "Интерфакс" расспросил ректора ГСГУ Алексея Мазурова о том, как вузу удается добиваться таких результатов на протяжении последних лет.

- Этим летом Минобрнауки РФ подвело итоги мониторинга эффективности российских вузов за 2015 год. Расскажите о той позиции, которую занял ГСГУ.

- По результатам последнего мониторинга мы соответствуем шести из семи его пунктов. Оставшийся - показатель трудоустройства - также может быть засчитан. Дело в том, что его выполнение связано со сверкой базы данных по дипломам с информацией из Пенсионного фонда. По техническим причинам получается это не всегда. Такая проблема стоит сегодня перед многими вузами, и мы вместе с Рособрнадзором работаем над ее решением.

В целом эти результаты для ГСГУ были ожидаемыми, поскольку на протяжении последних четырех лет наш университет по данным мониторинга неизменно входил в число высокоэффективных вузов.

- Что позволяет ГСГУ не только добиваться таких результатов, но и поддерживать их год от года?

- Мониторинг Минобрнауки - некая результирующая работы всех направлений вуза. Так, первый показатель - достижение абитуриентами отметки в 60 баллов по ЕГЭ в расчете на один экзамен. Мы выполняем этот пункт, привлекая в наш вуз сильных абитуриентов с помощью, в частности, профориентационного набора.

Затем в образовательном учреждении должно быть не менее 1% иностранных студентов - в ГСГУ их около 1,5%. Этого мы добились, работая с посольствами зарубежных стран. Заграничным партнерам интересен наш вуз и из-за близости к Москве, и из-за расположения в известном издревле русском городе Коломне, богатом своими традициями.

В финансовом отношении ГСГУ чувствует себя устойчиво. мы с большим опережением выполняем требования майских указов президента РФ о повышении зарплат преподавателям.

Я считаю, что этот мониторинг выполняет не только оценивающую, но и направляющую функцию. Руководствуясь его результатами, руководство вузов должно понять, какие действия для улучшения ситуации от него требуются. Если низкий балл ЕГЭ - нужно усилить работу по набору сильных абитуриентов, если не удается выполнять майские указы - необходимо оптимизировать расходы.

В свою очередь, абитуриенты и их родители, просматривая историю мониторингов, могут выбрать наиболее качественный вуз. Кстати, данные последних опросов среди населения показывают, что 65% людей доверяют итогам исследований эффективности учебных учреждений, проведенных Минобрнауки, и считают, что несоответствующие критериям вузы должны быть лишены государственной аккредитации.

- Как строится взаимодействие с заграничными образовательными организациями?

- На сегодняшний день действует более 20 договоров с нашими иностранными партнерами. Так, уже традиционным стало наше сотрудничество с европейскими вузами. Например, на протяжении последних 15 лет ГСГУ активно взаимодействует с университетом города Кан в Нижней Нормандии. Это образовательное учреждение такого же формата, как и наше: оно обслуживает определенную часть Франции и в нем есть ядро, состоящее из педагогических специальностей. Совместно с французскими коллегами мы провели ряд семинаров и выпустили несколько сборников научных трудов.

Кроме того, ГСГУ имеет партнерские отношения с университетами Германии, Великобритании, Италии и Чехии. Во все эти вузы мы можем отправлять на стажировки наших учащихся, это важный показатель для оценки деятельности образовательного учреждения. Так, за последние три года около 300 студентов ГСГУ прошли стажировки в зарубежных университетах. Я считаю, что это серьезное достижение для провинциального вуза.

Если говорить о странах ближнего зарубежья, то нам удалось наладить особенно тесное взаимодействие с Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка. Мы регулярно приглашаем наших коллег из Белоруссии к нам на конференции, а также сами с удовольствием приезжаем к ним.

В последние пять лет ГСГУ активизировал взаимодействие с восточными учебными учреждениями, мы уже заключили договора с пятью вузами Китайской Народной Республики, при этом наиболее близкие отношения у нас завязались с педагогическим университетом города Цюйфу. По российским меркам, это крупная образовательная организация, здесь учится 60 тыс. студентов - больше, чем в МГУ! Такие в Китае масштабы. Но для нас важнее тот факт, что этот вуз расположен в знаковом месте: Цюйфу - это родина Конфуция. Сотрудничество университетов из российского исторического города Коломны и культурного центра Китая не может не радовать.

Также мы заключили договора с Пекинским государственным педагогическим университетом, Шанхайским педагогическим университетом и двумя харбинскими вузами. В рамках этого сотрудничества китайские студенты приезжают на обучение в ГСГУ. К слову, их очень интересует русская культура, поэтому наше отделение изобразительного искусства и музыки пользуется популярностью. В свою очередь, мы тоже отправляем в китайские университеты наших учащихся. Взаимные стажировки проходят и преподаватели.

- Что дает коломенскому университету взаимодействие с европейскими и восточными вузами?

- В Европе сложился несколько иной формат работы вузов: там бакалавриат рассчитан на три, а не на четыре, как у нас, года. На мой взгляд, такой подход приводит к тому, что страдает уровень фундаментальной подготовки. В этом плане российский метод обучения более успешен, но нам, конечно, стоит заимствовать у европейских коллег некоторые способы обучения студентов практическим моментам их будущей работы.

В Китае же сложилась родственная российской система обучения, поскольку она в свое время создавалась при активном участии СССР. Тем не менее, сейчас вузы этой страны взяли курс на интеграцию в международное образовательное поле и активно заимствуют западные модели. В этом отношении нам интересно "сверить часы" - как этот процесс идет у нас, а как - у них. Это тоже способно обогатить обе стороны.

- Каких успехов удалось добиться коломенскому университету в научно-исследовательской сфере?

- Коломенский университет сегодня обладает уникальным интеллектуальным потенциалом, который позволяет решать интересные задачи и вовлекать в этот процесс студентов. Недаром наши преподаватели регулярно получают гранты Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.

В нашем университете работает прекрасный профессорско-преподавательский состав: больше 50 докторов наук и профессоров, свыше 200 кандидатов наук и доцентов - это около 80% от числа всех преподавателей. Когда я только начинал работать в ГСГУ, такой показатель был равен 53%.

Сегодня на базе ГСГУ действуют две долговременные высокоэффективные экспедиции. Первая - археологическая экспедиция, которая проводится вместе с Коломенским археологическим центром. Ведется изучение как самого города Коломны и его округи, так и всего юго-восточного Подмосковья. При этом особое внимание уделяется теме так называемых "темных веков" - это период в истории нашего края с 500 до 1 000 года, который не освещен в письменных источниках. Наша цель - на основе археологических находок заполнить эту лакуну и таким образом узнать, что же в те далекие времена происходило на территории Подмосковья.

Вторая экспедиция носит комплексный характер и проходит в таковом знаковом для русской культуры месте, как деревня Даровое в Зарайском районе, где располагается усадьба, в которой провел детские годы Федор Михайлович Достоевский. К сожалению, до нас этим объектом практически никто не занимался. Это участники экспедиции ГСГУ провели здесь археологические раскопки и в их ходе обнаружили пристройку к главному дому и современные Федору Михайловичу вещи, которые, возможно, его окружали. Мы привлекли к работе архивистов, поднявших документы о формировании усадебного комплекса, литературоведов, нашедших дневники того времени, специалистов по реставрации, занявшихся восстановлением храма в селе Моногарове, где похоронен отец писателя. Сейчас коломенский университет пытается добиться того, чтобы эксгумированные ранее останки матери Федора Михайловича также были похоронены в этой церкви. Вместе с дендрологами мы пытаемся сохранить "Федину рощу" - место, где маленький Федя Достоевский играл в индейцев со своими сверстниками.

К этой работе проявляет живейший интерес международное общество Достоевского, и немудрено, ведь если для нас фигура номер один в русской литературе - это Александр Пушкин, то в мире ей считается Федор Достоевский. Поэтому усадьба "Даровое" стало традиционным местом проведения международных конференций достоеведов, очередное такое мероприятие запланировано на конец августа.

Хочу отметить, что обе наши экспедиции нацелены не только на достижение научных и педагогических результатов, но и на развитие культуры Подмосковья. Находки, сделанные в ходе этих изысканий, в конечном итоге попадут в музеи и будут способствовать появлению на карте нашей области новых туристических точек.

- Есть ли у студентов ГСГУ возможность воплощать результаты научно-исследовательской деятельности на практике?

- За последний год в этом направлении произошли важные подвижки, были созданы или же находятся в процессе создания несколько научно-практических предприятий с участием студентов.

Так, специалисты по юриспруденции создали предприятие под названием "Факт", которое занимается экспертизой товаров и веществ. Его сотрудники могут определить, является ли, скажем, эта денежная купюра фальшивой или те слова оскорблением. Раньше для получения данных услуг необходимо было ехать в Москву, теперь юго-восток Подмосковья, а это 1-1,5 млн человек, сможет ориентироваться в этом плане на наше предприятие. Первые заказы мы уже получили.

В процессе регистрации находится еще одно малое предприятие под названием "Псиград", которое будет оказывать психологические услуги населению, на них есть спрос. Кроме того, на базе коломенского университета уже работает центр развития ребенка, который в том числе занимается с малышами младше трех лет. Сегодня в их среде отмечается много проблем, связанных как с развитием, так и с логопедией. Специалисты с педагогического и социально-психологического факультетов ГСГУ занимаются именно такими детьми.

Мы хотим создать еще одно, четвертое по счету предприятие. Наш филиал в Егорьевске сегодня готовит хореографов, художников, музыкантов и вокалистов, и мы подумали, почему бы его преподавателям и студентам не наладить организацию праздников и культурных мероприятий? Думаем, что спрос на такие услуги также не заставит себя ждать.

Как известно, гуманитарные знания достаточно сложно применить на практике, но мы смогли найти несколько способов для этого. Создание и развитие таких предприятий позволит не только дать студентам практические знания, но и улучшить состояние материально-технической базы вуза, а также поддержать актуальный уровень зарплат работающим там студентам и занятым в этом процессе преподавателям.

- Какова ситуация с трудоустройством выпускников ГСГУ?

- Нетрудоустроенных выпускников у нас практически нет, значительная часть трудится по специальности.

Около 60% находят себе работу сразу после окончания бакалавриата, оставшаяся часть - это молодые люди, выбравшие службу в армии, выпускницы, ушедшие в декрет, а также те, кто изъявил желание продолжить обучение в магистратуре.

Основная цель нашего университета - выполнение госзаказа по обеспечению системы образования Московской области педагогами. Недавно мы провели исследование. Обнаружилось, что 98% педагогов Коломны - наши выпускники. В Коломенском районе этот показатель равен 60%, в Луховицах - 80%, в Воскресенске - 64%, в Кашире - 37%, в Озерах - 30%, в Зарайске - 45% и так далее. То есть мы фактически обеспечиваем кадровую потребность юго-востока Подмосковья.

В вопросе трудоустройства выпускников большое внимание нужно уделять прогнозированию ситуации. Наполняемость классов в Подмосковье будет увеличиваться, а это повлечет за собой расширение штатного расписания образовательных учреждений. Такому процессу будет способствовать программа строительства новых школ. Все это значит, что педагоги станут очень востребованными, и к этому мы должны быть готовыми.

- Как вы считаете, может ли улучшить показатель трудоустройства выпускников целевой набор абитуриентов?

- Знаете, в прошлом году я был в командировке в Сингапуре. На это государство сейчас многие равняются и не зря. Там все студенты педагогических специальностей – целевики, то есть подбирать детей, имеющих педагогические наклонности, в Сингапуре начинают уже со школьной скамьи. Наш университет идет по такому же пути - у ГСГУ есть подшефные школы, где мы присматриваем своих будущих студентов. Уже сегодня у нас учится по целевому направлению 400 человек предшествующих лет набора. Только в этом году мы получили около 300 заявок на целевой прием. Не все из них будут удовлетворены, потому что среди целевиков есть свой конкурс, но тренд на повышение их количества все равно очевиден. Думаю, что именно за этим будущее.

По моему мнению, целевики нуждаются в специальной государственной поддержке, необходимо рассмотреть вопрос о повышенной стипендии для них.

Такие студенты ценны тем, что у них уже есть будущее место работы. В нашем университете процесс их обучения выстраивается таким образом, чтобы практику целевики проходили в той школе, куда они впоследствии будут трудоустроены.

- Как вы оцениваете уровень подготовки и личные качества сегодняшних абитуриентов?

- И уровень, и количество абитуриентов растет. Обращает на себя внимание тот факт, что выпускники школ и их родители начали взыскательно подходить к выбору вуза. Мы в этом году зафиксировали 25-процентное увеличение числа заявлений от абитуриентов по сравнению с прошлым годом. На сегодняшний день у нас более 4 тыс. таких заявлений. Средний балл ЕГЭ по очным формам уже составляет 63. При этом планка мониторинга Минобрнауки - 60 баллов.

Сегодняшние абитуриенты, несомненно, практичные и продвинутые в смысле владения современными гаджетами. Наша задача - помочь им получить фундаментальную подготовку и практические знания по профессии.

- Какие специальности были наиболее востребованы среди абитуриентов ГСГУ в этом году?

- Традиционно большим спросом пользуются специальности, связанные с иностранным языком, в частности, английским, а также физкультурой и историей. В этом году мы замечаем повышенный интерес к обучению на профессии воспитателя детского сада и педагога начальной школы: на 25 мест подано 234 заявления. Думаю, это отклик на программу строительства в Подмосковье детских садов. Плюс эти специалисты сегодня получают неплохую заработную плату.

В целом конкурс в нашем вузе в 2016 году - почти пять с половиной человек на одно бюджетное место. Университет востребован абитуриентами, мы надеемся, что к нам придут хорошо подготовленные и умные ребята.

- Появятся ли в коломенском университете новые специальности и направления работы с начала учебного года?

- Мы в этом году объявили набор по нескольким новым специальностям. Во-первых, появились бюджетные места на отделении логопедии. Во-вторых, открыт бюджетный набор на специальность "педагог изобразительного искусства". Велик дефицит работников этой сферы. Мы уже зафиксировали большой интерес абитуриентов к данной профессии - конкурс достиг трех человек на одно место.

Растет количество студентов, нацеленных на получение образования повышенного уровня, и мы приняли решение в текущем году открыть магистратуры по целому ряду направлений, таких как: "история и краеведение", "методика преподавания иностранного языка", "юриспруденция". Уже сейчас к нам пришло почти 150 заявлений о зачислении, так что эта сфера выглядит чрезвычайно перспективной. Будем ее активно развивать.

- Сколько выпускников выпустил ваш вуз за свою историю?

- Нам больше трех четвертей века, за которые мы выпустили 45 тыс. педагогов. Поскольку учредителем университета всегда были органы власти Московской области, наши воспитанники в основном работают в Подмосковье, но не только - они преподают на Кавказе, на Дальнем Востоке, в Калининградской области и в других частях нашей большой страны.

- Расскажите немного об истории вуза.

- В начале XX века в Коломне начали проводить курсы повышения квалификации педагогов, которые организовывало земство Московской губернии. Уже после революции, в 1920 году, на их базе была создана педагогическая семинария. Через несколько лет она была переименована в Коломенский педагогический техникум, а затем, в 1939 году, появился Коломенский учительский институт, непосредственно от которого наш вуз и ведет свою историю.

Богатая история коломенского университета дает нам право с оптимизмом смотреть в будущее.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще