Эксклюзив 9 июня 2016 г. 09:35

Министр образования Подмосковья М.Захарова: "Сегодня в 21 муниципальном образовании вторая смена ликвидирована"

Министр образования Подмосковья М.Захарова: "Сегодня в 21 муниципальном образовании вторая смена ликвидирована"

Завершается очередной учебный год: для кого-то наступила пора сдачи ЕГЭ, кто-то только готовится пойти в школу. О том, как в Подмосковье организована сдача государственного экзамена, как идет набор в первые классы и что нового ждет школьников и их родителей в новом учебном году "Интерфаксу" рассказала министр образования Московской области Марина Захарова.

- Сейчас у выпускников российских школ трудная пора - сдача ЕГЭ. Сколько школьников в Подмосковье его сдают, и какие экзамены по выбору наиболее популярны?

- Более 30 тыс. человек у нас в этом году выпускаются из 11 классов. В числе обязательных экзаменов: русский язык и базовая математика. Наибольшее количество выпускников выбрали профильную математику, которая необходима для поступления в вузы на специальности, где она является одним из вступительных экзаменов. Следующим по популярности ЕГЭ по выбору стоит обществознание – его сдают больше 20 тысяч человек, затем идет физика, потом история, биология, английский язык, они сдаются практически в равных частях. Наименьшее количество - это французский, немецкий, испанский языки.

- В ходе проведения ЕГЭ были замечены какие-нибудь нарушения?

- На сегодняшний день ни у федерального инспектора, ни у общественных наблюдателей, которые следят за тем, как проходит ЕГЭ и как он организован в Подмосковье, замечаний нет.

Чтобы избежать нарушений, перед проведением экзамена обязательно проводится инструктаж, включающий пояснение, как правильно проводить его, как организован процесс, какие были нарушения в прошлом году, на что обратить внимание. Также проводятся ученические собрания с теми, кто допущен до сдачи ЕГЭ, с родителями, педагогами, экспертами, которые находятся в пунктах проведения экзамена, в них участвуют штабы руководителей, члены государственной экзаменационной комиссии. Информация о порядке сдачи размещается на сайтах образовательных организаций, муниципальных организаций, в районах и городских округах, на сайте министерства образования Московской области.

По прошлому году мы можем сказать, какие нарушения были. Была попытка пронести на экзамен мобильный телефон, было удаление из-за шпаргалок. Ученик, который совершает какое-то нарушение, понимает, что в этом году он уже не будет сдавать экзамен. Право пересдачи у него будет только через год. Не думаю, что есть большое число желающих сдать экзамены не в этом году. Количество тех, кто нарушает, с каждым годом становится меньше.

К примеру, в 2014 году было 11 нарушений, в прошлом уже в два раза меньше.

Кроме того, в этом году мы значительно увеличили количество аудиторий, оборудованных двумя видеокамерами: их почти 70%, в прошлом было 3%. Везде есть металлоискатели и системы подавления сотовой связи.

- Сколько человек наблюдает за тем, как идет сдача ЕГЭ?

- Это абсолютно по-разному на разных экзаменах. Когда экзамены начались, у нас было 198 наблюдателей. Сейчас к ним присоединились общественные наблюдатели - это студенты ВУЗов и представители СМИ, которые специально подали заявку для наблюдения за процессом сдачи ЕГЭ.

- Недавно было предложено убрать тестовую часть из ЕГЭ по физике, химии и биологии. Что вы думаете по этому поводу?

- Хотелось бы, чтобы выпускник по окончании школы мог принимать правильные решения и делать выбор, а не делать что-то по аналогии. Поэтому в ЕГЭ есть задания разных типов. Тестовая часть плоха тем, что можно просто угадать правильный ответ. Поэтому именно эта часть и стала меняться. Когда мы говорим о химии, физике - что нам здесь важно? Лабораторная работа, практическая работа, решение задач, или результат? Нам важно, как понимает ученик. Физика и химия - это процесс.

Кроме того, есть другая проблемная ситуация, о которой говорят в ВУЗах: что приходят абитуриенты, которые легко решают задачи повышенной сложности, но делают большое количество ошибок при решении элементарных задач. Потому что занимаются не образованием, а натаскиванием.

- Расскажите, пожалуйста, про новшество с дополнительными баллами для абитуриентов, имеющих значок ГТО?

- Ученик имеет право сдать нормативы ГТО, получить официальный документ об этом, подтвердить, на какую ступень он сдал ГТО. Он получает документ, в котором говорится, что он сдал, и результат его сдачи. А дальше вопрос по дополнительным баллам решает высшее учебное заведение при приеме документов. ВУЗы заранее объявляют, какие баллы могут быть добавлены. Это их право. Они определяют это самостоятельно, до начала вступительных экзаменов, то есть, подачи документов, они знакомят всех с тем, какие у них будут правила приема в этом году, и как они будут засчитывать сдачу норматива ГТО. Могут не засчитывать, это тоже их право.

- Не секрет, что любые экзамены - всегда стресс для учеников, во всех ли школах есть должность штатного психолога?

- Страшно не только ученику, который сдает единый госэкзамен, страшно и первокласснику, который после дошкольного учреждения 1 сентября идет в школу. Они тоже переживают. И родители первоклассников переживают, что дети идут в школы ничуть не меньше, чем родители выпускников 11 классов, которые сдают ЕГЭ. Учитель, когда приходит в новый класс, даже, если этот учитель отработал в школе 20 и 30 лет, он все равно волнуется и переживает. У нас 1210 ставок штатных школьных психологов. А школ на сегодняшний день в Московской области 1376. Психологи есть почти во всех школах, и они востребованы.

- Раз мы заговорили о школьных кадрах, скажите, каких специалистов больше всего не хватает, кто более востребован?

- Острой нехватки педкадров у нас в области нет. Есть в ряде территорий вакансии по приоритетным специальностям: учитель начальных классов, учитель английского языка, русский язык и математика. Острее нехватка учителей в отдаленных районах, которые находятся ближе к другим субъектам РФ. Надо отметить, что в 2015 году на работу в подмосковных школах было принято 1240 молодых специалистов.

- Есть планы по привлечению молодых специалистов в школы?

- С 1 сентября у нас запланировано повышение заработной платы. Школьных педагогов ожидает 5% повышения. Сейчас средняя зарплата педагога в школе – 45 тыс. рублей, ожидается на конец года – 48 тыс. рублей.

Кроме того, с нового учебного года будут по-другому производиться выплаты молодым специалистам, которые приходят работать в школу: 50 тыс. они будут получать в первый свой год работы, в начале, и 100 тыс. - по окончании второго года работы в образовательных организациях. При этом они должны три года отработать. До этого такая выплата у нас была, если у человека высшее образование, - 27,5 тысяч рублей, а если среднеспециальное - 23,7 тысяч и она выплачивалась только один раз. Теперь это 150 тысяч. И они распределены именно таким образом. Речь идет о молодых специалистах, которые еще не имеют стажа работы. Выплаты предусмотрены выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

- В этом году в Подмосковье стартовала программа "Социальная ипотека", она касается и привлечения молодых учителей. Какие у вас ожидания?

- Программа должна привлечь педагогов из других субъектов в Московскую область, которые здесь не прописаны, не имеют жилья. Мы планируем принять их не просто в те школы, где какие-то предметы "не закрыты", не просто там, где есть нехватка специалистов - у нас есть нехватка специалистов, скажем, в территориях, которые граничат с Москвой. Но нам важнее привлечь их в те районы, которые у нас находятся ближе с другими субъектами РФ. Нам нужно на отдаленных от столицы территориях закрепить молодые кадры, специалистов высокого уровня. О программе "Социальная ипотека" мы через все СМИ рассказывали, и на сегодняшний день у нас уже поступило 13 заявок, которые мы направили на рассмотрение.

- На особом контроле областного правительства сейчас находится ликвидация второй смены в школах. Как с этим обстоят дела?

- Все муниципальные образования составили "дорожные карты" по вопросу постепенной ликвидации второй смены. После того как мы их проанализировали, можем сказать, что у нас сегодня в 21 муниципальном образовании вторая смена отсутствует. Далее идет "желтая зона", в которой 21 муниципальное образование и "красная зона", где самое большое количество школ со второй сменой (до 30% и чуть выше 30%). Во вторую смену сейчас обучается 59,5 тысяч человек, из них около 3 тыс. - это вторая смена в сельских школах.

В первую очередь, мы должны ликвидировать вторую смену в школах тех муниципалитетов, которые в "красной зоне". Это, например, Подольск, Балашиха, Серпухов, Звенигород, Шатура, Солнечногорский район, Коломна.

- А сроки какие-то есть?

- В конце 2015 года принята федеральная программа по созданию новых мест в рамках ликвидации третьей и второй смены. Потому что есть субъекты, где есть и третья смена. Программа по ликвидации рассчитана до 2025 года. Наша заявка на участие в ней прошла отбор.

- Когда муниципалитеты смогут выйти из "красной зоны"?

- А вы как думаете?

- Лет пять?

- Чтобы построить школу на тысячу мест и оснастить ее оборудованием, нужен миллиард. Надо найти место, где она будет построена, должны быть сети, которые будут туда подключены, затем мы должны иметь кадастровый номер земельного участка, где будет строиться эта школа, согласования со всеми службами для подключения всех средств коммуникации. Но самое главное, что нужно - финансирование строительства этой школы. Мы понимаем, что это непростая задача, участвуем в федеральной программе, чтобы получить деньги и пустить их на ликвидацию второй смены. Соответственно, немалую часть средств закладываем и в областном бюджете.

В этом году у нас будет построено 23 школы, из них шесть школ за счет бюджетных денег, остальные - за счет внебюджетных. Но мы понимаем, что внебюджетные школы - это школы, которые строятся еще и по инвестиционным контрактам. То есть, они строятся сегодня в тех микрорайонах, где идет активное строительство жилья. Получается, что одни школы у нас пойдут на удержание односменного режима, а вторые - на ликвидацию второй смены. В планах до 2018 года строительство 51 школы, это почти 37 тыс. мест. Из них 21 школа будет строиться на деньги из областного бюджета, более 9 млрд руб. В 2016 году на госпрограмму "Образование Подмосковья" предусмотрено более 119 млрд руб., из этой суммы более 5 млрд - это средства на строительство школ и почти 2 млрд - на строительство детсадов.

- По детсадам удается решать проблему?

- Если мы говорим о дошкольном образовании, то сейчас можно говорить о том, что очереди в детсады детей в возрасте от трех до семи лет фактически нет. Остается очередь детей до трех лет: около 5 тыс. человек. Конечно, мы продолжаем программу строительства детских садов, и в этом году в государственной программе у нас 42 детсада, восемь из них уже построено. За три года у нас было построено 317 детсадов.

- Сейчас ведется запись учеников в первые классы, в том числе через электронные сервисы. Насколько это облегчает работу? И насколько активно этим пользуются родители?

- Прием заявлений в первый класс начался у нас в феврале. К концу мая на "Школьном портале" было зафиксировано почти 60 тыс. заявлений, из них около 7,2 тыс. поступили через портал государственных и муниципальных услуг Московской области.

- Какие нововведения планируете с сентября?

- Внеурочная деятельность - занятия шахматами во всех школах Московской области с 1 сентября. Это будет для детей абсолютно бесплатно и по желанию. Во всех школах будет такая возможность предоставлена. Мы в этом проекте сотрудничаем с федерацией шахмат Московской области и поэтому те, кто будет заниматься и обучать детей, они обязательно будут иметь сертификат, подтверждающий, что они имеют право вести этот курс. На базе нашей академии социального образования учителя пройдут обучение и повышение квалификации.

Что касается изменения материально-технической базы, сегодня у нас внесены изменения в госпрограмму "Эффективная власть", в рамках которой мы начинаем замену устаревшего компьютерного оборудования в школах.

Также мы продолжим закупку автобусов для школ, которые расположены в сельской местности, где доставка детей до образовательной организации может осуществляться только таким образом. Программа существует давно, с 2005 года. Дополнительно с 1 сентября будет закуплено еще 23 автобуса. На сегодняшний день в автобусе обязательно должен быть ремень безопасности, система ГЛОНАСС. Раньше таких требований не было. Меняется сам автобус, меняются требования к нему. Когда машины выходят из строя, мы заменяем их.

Также с 1 сентября в бюджете будет закладываться на 300 млн руб. больше на компенсацию питания в школах для детей из многодетных семей. В общей сложности на компенсацию питания будет направлено более 2 млрд руб. Вводится и компенсация стоимости школьной формы - 3 тыс. руб.

- Очередной учебный год подходит к концу, можно ли подвести первые итоги, что хотелось бы отметить?

- Ни один учебный год не похож на предыдущий или следующий, они всегда абсолютно разные. Главные итоги года мы сможем подвести только тогда, когда будут сданы ЕГЭ в 11 классе, экзамены за 9 класс. Но если говорить о тех проектах, которые мы реализовали в этом учебном году, то, конечно, хотелось бы отметить конкурс "Учитель года 2015", который уже стал традиционным. Мы показали хороший результат: преподаватель английского языка из Московской области Мария Ахапкина вошла в пятерку лучших учителей России.

Еще одним достижением я считаю проведение на территории Московской области чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia), который проходил с 23 по 27 мая в "Крокус Экспо". Команда Московской области заняла второе место в общем зачете в финале чемпионата, уступив только Москве.

Кроме того, по результатам федерального мониторинга были признаны эффективными ВУЗы Московской области.

Наши учителя информатики заняли и первое, и второе место во всероссийском конкурсе лучших учебно-методических разработок по преподаванию основ финансовой грамотности. Это Андрей Сиденко из Мытищ и Антон Лагутин из Коломны. А в конкурсе участвовало более 200 учителей.

Московская область была генеральным партнером на Московском международном образовательном салоне, который проходил на ВДНХ в апреле и собрал более 50 тыс. человек. На форуме, посвященном обмену опытом в вопросах российской и глобальной системах образования, мы получили высокую оценку, и как правительство Московской области, и как министерство образования. Мы для себя уже строим планы, как поменяем свое выступление на этом салоне в будущем году. И конечно, обязательно будем так же активно участвовать.

- Последний вопрос, который волнует родителей: как, по-вашему, можно бороться с соцсетями, в которых дети проводят много времени? Ограничивать доступ?

- Почему сегодня дети так легко увязают в социальных сетях? Они ищут информацию. И если нет того, кто направит их поиски в правильное русло, может случиться непоправимое. Когда мы начинаем что-то запрещать, мы всегда получаем обратную реакцию. Нужно объяснять и рассказывать, убеждать. Но это очень длительный процесс. В школах это гораздо проще: мы ставим контент-фильтры и все. Дома родители тоже могут поставить фильтрацию, но ребенок, который хорошо разбирается в компьютере, может ее обойти. Раз есть проблема с контролем над детьми в интернете, значит, и нам нужно в нее погружаться. Поэтому аккаунты в соцсетях есть у меня, у подмосковных педагогов, руководителей учреждений. Если мы с вами не займем это пространство, придут другие, кто займет его вместо нас, и уведут наших детей не туда, куда нужно.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще