Эксклюзив 13 мая 2016 г. 13:49

Губернатор Воронежской области А.Гордеев: "Воронежская продукция способна завоевать не только общероссийский, но и мировой рынок"

Губернатор Воронежской области А.Гордеев: "Воронежская продукция способна завоевать не только общероссийский, но и мировой рынок"

            Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев в интервью агентству "Интерфакс-Центр" рассказал о создании в регионе особой экономической зоны, перспективах развития российского села, подвел итоги социально-экономических достижений Воронежской области в 2015 году.

            Алексей Васильевич, как на сегодня выглядит Воронежская область на фоне среднероссийских показателей?

            Воронежская область показывает себя очень неплохо - и в плане инвестиций, и в плане развития. В целом, по Российской Федерации за 2015 год наблюдалось падение по всем экономическим показателям. У нас же есть рост и по региональному продукту, и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в инвестициях, и в строительстве. Это показатель того, что определенный накопленный потенциал региона позволяет сопротивляться негативным тенденциям, которые вызывают внешние факторы. Но в то же время мы должны, прежде всего, говорить о том, как себя чувствует человек, житель Воронежской области. И здесь наблюдаются проблемы, связанные, к сожалению, в том числе и с тем, что реальная заработная плата существенно "подешевела". Есть определенные проблемы и с функционированием тех или иных предприятий. И в связи с этим определенные категории граждан требуют особого внимания и особой защиты со стороны власти. Это, конечно, касается в первую очередь пенсионеров, а также тех, кто потерял место работы в связи с закрытием или сокращением на предприятиях. Это и люди с ограниченными возможностями, которые всегда требуют внимания со стороны государства. К сожалению, сокращается целый ряд программ, когда предприятия могли использовать их труд и тем самым материально поддерживать. Таким образом, говорить о том, что у нас слишком оптимистичный настрой, не приходится. Поэтому главная наша задача в том, чтобы правильно поставить цели на ближайшее будущее, выбрать приоритеты в это непростое время, включая и наши бюджетные возможности. В целом же могу сказать, что мы способны сопротивляться кризисным явлениям и имеем перспективы дальнейшего развития.

            - В конце 2014 года Вы говорили, что 2015 год будет тяжелым, что придется "подтянуть пояса". Можете ли Вы сейчас сказать, по каким статьям нам пришлось действительно сократить расходы и от каких проектов, возможно, пришлось вообще отказаться? И как эта ситуация повлияла на поведение инвесторов, которые приходят в регион?

            - Пояса пришлось подтянуть волей-неволей. Вследствие экономического кризиса возникли проблемы с бюджетами всех уровней. Прежде всего, мы вынуждены были пойти на сокращение целого ряда запланированных строек, в первую очередь крупных, отложить их на 2-3 года. Кроме того, это коснулось адресной инвестиционной программы, связанной с развитием местных бюджетных сфер. Очень бы хотелось строить и больницы, и школы, и крупные спортивные сооружения, но, очевидно, от этого в 2017-2018 годах придется отказываться. Пока будем заниматься подготовкой проектов. Но те проекты, которые уже начали, точно сумеем завершить.

            Мы сосредоточились на сохранении всех наших социальных обязательств, которые остаются у нас в приоритете. Социальные расходы в этом году мы увеличили на 10%.

            По инвесторам проблемы в большей степени связаны с определенной пролонгацией капитальных вложений, а также с определенными ожиданиями в первую очередь западных инвесторов: что будет дальше происходить на политическом уровне? Мы знаем, что целый ряд правительств европейских стран проводит жесткую политику сдерживания инвестиций в наше государство. Но на уровне коммерческого сектора интерес к нам все-таки остается. Я мог бы перечислить целый ряд проектов, но я назову страны, компании которых сегодня или в стадии проектирования проектов в Воронежской области, или непосредственно уже в текущем году будут вкладывать средства. Это Германия, Чехия, Франция, Швеция, Голландия, то есть география, как видите, достаточно широка.

            Но в то же время, как я уже сказал, конечно, период сейчас не самый активный для инвестиций, как внешних, так и внутренних. Надеемся, что в течение года-двух все изменится к лучшему. Для этого мы, собственно, и готовим сейчас особую экономическую зону.

            - К вопросу об особой экономической зоне. В своем отчете перед областной думой Вы сказали, что это один из главных вопросов на 2016 год. Реально ли, что ОЭЗ появится в текущем году, и как будет решен вопрос с финансированием?

            - Мы работаем уже почти год над тем, чтобы на уровне правительства Российской Федерации было принято решение о создании особой экономической зоны в Воронежской области. Замысел в том, чтобы мы имели у себя определенную компактную территорию с необходимой инфраструктурой и разместили там производства, работающие в режиме льготного налогообложения, включая отсутствие таможенных сборов. Как правило, инвесторы интересуются размещением своих производств именно на таких площадках.

            Мы надеемся, что в ближайшее время такое решение правительство примет - все согласования на уровне федеральных министерств и ведомств уже пройдены, мы получили положительную оценку и от министерства экономического развития, и от министерства финансов, и от других министерств и ведомств. По нашим расчетам, в ближайшие 7 лет объемы инвестиций в ОЭЗ могут составить порядка 30 млрд рублей - это именно частные, коммерческие инвестиции. По нашим оценкам, в ней можно разместить десяток и более различных производств. Мы в свою очередь должны будем затратить примерно 2,4 млрд рублей на необходимую инфраструктуру. При этом часть наших затрат будет по факту компенсирована из федерального бюджета. Именно так сейчас происходит с Масловским индустриальным парком: в этом году нам возвращают часть затрат, и мы как раз планировали их перенаправить на инфраструктуру ОЭЗ.

            - В чем преимущества нашей зоны по сравнению с аналогичными проектами соседних регионов, чем собираются "заманивать" инвесторов? И есть, например, такие инвесторы, как "Армакс", которые обанкротились, а льготы получили. Как будет выстраиваться политика с такими неудачными инвесторами?

            - Главное преимущество - сам город Воронеж. Это второй город по численности населения в ЦФО после Москвы. У нас большой собственный рынок сбыта, а под эту экономику выстроена и социальная жизнь. У нас хорошая научная, образовательная, логистическая инфраструктура. Подобные вещи всегда учитываются инвесторами.

            Увы, не все инвесторы до конца реализуют свои планы и проекты, но это естественный процесс. Коммерческие организации берут кредиты, тратят свои деньги, что-то строят. При этом порой кто-то что-то может не рассчитать. Если говорить конкретно о компании "Армакс", то у них есть кредиторы. Сегодня её главный кредитор подыскивает другого инвестора, и проект перейдет в другие руки, а предприятие уже будет достроено за счет средств другой компании. А ужесточать какие-то нормы государственного контроля и создавать сложное регулирование - это палка о двух концах. Может выйти так, что они станут барьером для инвесторов, которые не пойдут строить предприятия на таких условиях. Все эти вопросы понятны и естественны, с ними просто надо работать, что мы и делаем.

            - Воронежская область задает планку конкурентоспособности не только по стране, но и в мировом масштабе. Можете ли Вы обозначить конкретные направления, где Воронежская область действительно преуспевает не только в России, но и за ее пределами?

            - Прежде всего, это наша пищевая индустрия - от говядины до продуктов переработки зерна. В сфере промышленности мы сегодня производим оборудование для нефтегазового комплекса. Эта продукция схожа с той, что выпускают иностранные компании, и уже, например, имеются крупные заказы от "Газпрома", "Роснефти". Что-то мы производим даже как эксклюзивные поставщики на мировой рынок, например, тяжелые механические прессы. Предприятий, которые их выпускают, в мире вообще всего три: одно у нас, одно в Германии, одно в Японии. Чего у нас на самом деле не хватает, так это продукции легкой промышленности. К сожалению, надо признать, здесь у нас импортозависимость на 90%, я имею в виду не только Воронежскую область, а в целом страну.

            - Продолжая тему конкурентоспособности продукции: в чем контрсанкции, на Ваш взгляд, пошли Воронежской области на пользу?

            - Еще несколько лет назад, до всех этих сложных политических моментов, перед нами встала задача - производить конкурентоспособный продукт. Поэтому в регионе мы создали такие кластеры как, например, мясной и молочный. Сегодня, например, наше мраморное мясо очень востребовано потребителями, более того, есть мнение, что по качеству оно даже лучше, чем импортное. Именно в этом и состоит наша задача - научиться производить продукт, который конечный потребитель выберет для себя как лучший на фоне многих других поставщиков аналогичной продукции.

            Поэтому сегодня я бы хотел призвать всех, кто занимается производством: надо научиться работать. Не ждать, а пользуясь периодом конкурентного благоприятствования, научиться работать. Более того, важно, чтобы отечественную продукцию и продукцию Воронежской области, в частности продовольствие, покупали не только на российском рынке, но и за рубежом. У нас уже есть такие примеры по целому ряду продуктов. Так что сейчас - своего рода счастливый момент, в том числе и девальвация рубля дала сегодня искусственное преимущество на какой-то среднесрочный период для наших производителей. Этот подъем можно использовать для утверждения на глобальном рынке и даже в мировой экономике, чем мы сейчас активно и занимаемся.

            - Вы неоднократно говорили о своей концепции устройства российского села, его роли в жизни страны, о вашем видении его будущего. Приближается ли к Вашей концепции воронежское село?

            - В целом, взгляды на роль сельских территорий в жизни российского государства и общества у меня не изменились, более того - укрепились. Увы, в российской государственной политике сельское хозяйство недооценено как серьезный не только экономический, но и социальный фундамент. Если говорить уже не просто о теории, а ставить практические задачи, то в Воронежской области мы уже начали это делать. Конечно, нужно активно развивать животноводство. У меня была такая формула оценки состояния сельской территории - количество жителей и количество коров. Потому что от наличия в сельской экономике крупного рогатого скота зависит социальное самочувствие. Недавно я был на юге нашей области - в Кантемировском районе. Когда мы посещали детский сад в одном из сел, руководитель района сам высказал такую простую и понятную мысль: если есть коровы, есть дети. Это действительно так, потому что животноводство дает постоянные рабочие места, при этом максимальные доходы остаются именно в сельской территории. Если правильно организовать там социальную инфраструктуру и поддерживать на современном уровне сам социум, дать современное производство, то села могут состояться. Сейчас у нас уже есть уверенность, что мы можем с этим справиться.

            - Алексей Васильевич, хотелось бы затронуть вопрос об "обратной связи" между властями и рядовыми жителями региона и Воронежской области как таковой с федеральным центром. Как здесь отработана схема, какие существуют проблемы?

            - Основной площадкой для контактов с жителями области и получения "обратной связи" являются общественные приемные губернатора. Это тысячи обращений в год, это постоянный выезд руководителей всех направлений непосредственно на места, в районные центры, в села, это приемы граждан по 20-30 человек в день. Конечно, я сам непосредственно общаюсь с людьми - когда совершаю рабочие поездки по территории области, посещаю предприятия, то обсуждаю с людьми те или иные вопросы. Все полученные данные мы анализируем, обрабатываем, делаем соответствующие выводы. Если говорить о воронежском социуме, то это наш главный резерв на данном этапе развития и российского государства, и нашей области.

            Что касается второго вопроса, то здесь мы, губернаторы, чувствуем провал в отношениях между федеральным центром и регионами. Не только в принятии решений, но даже на этапе подготовки и обсуждения тех или иных важных решений. А ведь абсолютное большинство решений, принимаемых на федеральном уровне, напрямую касается жизни регионов. И зачастую обидно, когда в итоге делаются ошибки, а порой просто глупости, которых можно было бы избежать. А потому мы с большой надеждой восприняли новость о создании в правительстве Российской Федерации комиссии по региональному развитию. Это будет очень важный элемент государственной политики на уровне федерального центра. И мы ждем, когда она приступит к работе.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще