Эксклюзив 3 ноября 2015 г. 14:31

Губернатор Ярославской области С.Ястребов: "Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе баланс области будет положительным"

Губернатор Ярославской области С.Ястребов: "Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе баланс области будет положительным"

            Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг Ярославской области в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ". Краткосрочный в иностранной валюте установлен на уровне "В". Национальный долгосрочный рейтинг региона остался неизменным: "AA-(rus)". О результатах рейтинга и прогнозах развития региона в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

            - Сергей Николаевич, в сообщении Fitch сказано, что правительство области ожидает сокращения региональной экономики на 3,2% в 2015 г/оду, что близко к прогнозу Fitch по снижению национального ВВП на 4%. Как это отразится на благосостоянии граждан, заработной плате и на деятельности ключевых предприятий-налогоплательщиков?

            - На протяжении последних лет в Ярославской области сохранялась тенденция повышения материального благополучия жителей региона. По уровню среднемесячной заработной платы Ярославская область стабильно занимает 5 место среди регионов Центрального федерального округа.

            Ухудшение экономической ситуации в стране, связанное с осложнением геополитической обстановки и падением мировых цен на нефть, способствовало формированию негативных тенденций - сокращению темпов роста доходов населения и снижению их покупательной способности.

            В течение 2015 года в области наблюдалось замедление темпов прироста номинальной заработной платы. По оперативным данным, за январь-август 2015 года номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 25 тыс. 908 рублей. По прогнозу, номинальная заработная плата по итогам 2015 года вырастет на 4,5% по отношению к уровню прошлого года, в 2014 году - рост составил 10,6%.

            Реальные доходы за январь-август текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года практически не изменились, увеличившись на 0,2% при сокращении в целом по России на 3,1%. Денежный доход в расчете на одного жителя области в среднем за месяц в январе-августе 2015 года составил 24 тыс.781 рубль.

            Главная задача региональной власти на 2016 год - сохранение уровня и качества жизни жителей области. Мы продолжим выполнение взятых на себя социальных обязательств и принятых к исполнению социальных программ. Поддержка отдельных категорий граждан будет реализована в рамках действующего регионального законодательства с учетом адресности и заявительности.

            "Майские" указы президента России будут выполняться в соответствие с утвержденными региональными "дорожными картами". В частности, нам необходимо обеспечить повышение заработной платы отдельным категориям работников до уровня от 100 до 200% от средней заработной платы по региону. По итогам 2014 года и первого полугодия 2015 года запланированные значения достигнуты, за исключением младшего медицинского персонала. Во втором полугодии текущего года заработная плата этой категории работников будет доведена до установленных значений.

            Что же касается предприятий, то они демонстрирует высокую адаптацию к кризису. В сентябре 2015 года проведено исследование, в котором приняли участие руководители 55 промышленных организаций. Большинство "директорского корпуса" (80%) оценили экономическое положение своих организаций как "благоприятное" и "удовлетворительное" (5 и 75%, соответственно).

            Ключевыми проблемами, с которыми в настоящее время сталкиваются предприятия и организации, являются ограничения в доступе к кредитным ресурсам, увеличение процентных ставок по кредитам, сокращение объемов собственных средств и, как следствие, свертывание собственных инвестиционных программ.

            Правительство Ярославской области принимает меры по стимулированию развития промышленного сектора и поддержке предприятий.

            Среди них стоит назвать взаимодействие с Фондом развития промышленности, в рамках которого предполагается сотрудничество по внедрению региональных научно-технических разработок, увеличению финансирования промышленных предприятий региона, поддержке экспорта высокотехнологичной продукции, развитию наилучших доступных технологий и импортозамещения.

            В текущем году подписаны договоры займа с ЗАО "Р-Фарм" в размере 500 млн и 300 млн рублей, одобрен проект ОАО "ЯЗДА" на сумму 200 млн рублей.

            Для обеспечения доступности кредитов для организаций реального сектора экономики, привлечения кредитных ресурсов для модернизации и расширения производств, предприятиям предоставляются субсидии на возмещение затрат по кредитным договорам.

            - Экономика региона, в основном, полагается на различные секторы обрабатывающей промышленности, что обеспечивает широкую налоговую базу. Насколько промышленный сектор может еще добавить в плане увеличения объемов и налоговых отчислений? Какие еще сектора экономики в ближайшее время станут флагманами в регионе?

            - Промышленный сектор - базовая составляющая экономики Ярославской области, основной налогоплательщик в бюджет области (налоговая доля - 53%). Индустриальный комплекс обеспечивает около 30% ВРП. На территории региона работают более 3 тысяч промышленных предприятий, на которых трудятся 173 тысячи человек, а это - почти 30% от общего числа занятых в экономике области.

            Несмотря на непростую ситуацию в экономике, промышленность региона демонстрирует рост. Индекс промышленного производства в январе-сентябре 2015 года составил 111%, что на 14,2 процентного пункта выше, чем в целом по России (96,8%).Согласно прогнозу, к концу года индекс промышленного производства также превысит 100%.

            Главной точкой роста является создание новых предприятий, выпускающих востребованную, конкурентоспособную продукцию, имеющую стабильный рынок сбыта и гарантированный платёжеспособный спрос, а также развитие производств в рамках реализации политики импортозамещения и выполнения оборонного заказа.

            В последующие годы мы ожидаем, что положительный прирост сохранится за счет начала полномасштабной работы нескольких новых производств, стабилизации, а затем и постепенного возобновления активного спроса на продукцию большинства обрабатывающих предприятий области со стороны российского рынка.

            - Fitch прогнозирует, что текущий баланс Ярославской области снова станет положительным в 2015 году, но останется на уровне, близком к нулю, в среднесрочной перспективе. Растущая доля субсидируемых бюджетных кредитов в структуре долга области является сглаживающим фактором в условиях высоких процентных ставок на внутреннем долговом рынке. В 2014 году текущий баланс продолжил ухудшаться и достиг отрицательных 3,3% от текущих доходов в сравнении с отрицательными 1,7% в 2013 году. Каков прогноз на 2015 -2020 годы?

            - Для определения рейтингов международные рейтинговые агентства используют индивидуальные методики, а также показатели, которые зачастую не используются в российской практике для оценки кредитоспособности регионов.

            Мы ожидаем, что по результатам 2015 года текущий баланс области достигнет положительных значений. Что касается среднесрочной перспективы, то также надеемся, что текущий баланс будет положительным, хотя результат будет зависеть, в том числе и от объема финансовой помощи из федерального бюджета.

            - В 2015 году Ярославская область получила кредиты из федерального бюджета на 6,8 млрд рублей для замещения части рыночного долга. Бюджетные кредиты имеют процентную ставку 0,1% и предоставляются на трехлетний срок. По прогнозам, доля бюджетных кредитов в долговом портфеле региона увеличится до 35% к началу 2016 года по сравнению с 15% - годом ранее. Планирует ли область увеличить до 50% долговой кредитный портфель за счет федеральных кредитов? И вообще - нужны ли коммерческие кредиты?

            - В 2014-2015 годах область получила из федерального бюджета бюджетных кредитов на общую сумму 9,2 млрд рублей. Это позволило снизить долю "рыночных" заимствований в структуре госдолга до 64% по сравнению с 85% на начало 2015 года и сократить расходы на их обслуживание. В результате работы по замещению "рыночных" заимствований в текущем году удалось сэкономить на обслуживании госдолга порядка 0,5 млрд рублей. В 2016 году это цифра будет равняться 0,7 млрд рублей.

            Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые были направлены на предоставление бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации в прошлом году, составлял 230 млрд рублей, в этом году - 310 млрд рублей, а в проекте бюджета следующего года - всего 120 млрд рублей. Дальнейшее увеличение доли бюджетных кредитов будет зависеть от Министерства финансов России.

            В принципе мы можем рассчитывать в 2016 году на получение дополнительных средств. Тем не менее, несмотря на все преимущества бюджетных кредитов, полностью отказаться от привлечения "рыночных" заимствований не удастся.

            - Fitch ожидает, что дефицит бюджета до движения долга снизится до 6% от всех доходов в 2015 году после высокого среднего показателя в 13% в 2013-2014 годах, а затем до 4-5% - в 2016-2017 годах. Регион планирует выйти на сбалансированный бюджет в 2016 году, что, по мнению Fitch, является маловероятным ввиду негибких операционных расходов и замедляющейся национальной экономики. Fitch ожидает увеличения прямого риска региона до 65% от текущих доходов в среднесрочной перспективе (2014 год - 56%). Выйдет ли регион на сбалансированный бюджет? Насколько верны прогнозы рейтингового агентства?

            - На следующий год мы прорабатываем два варианта областного бюджета. Один из них - бездефицитный, второй - с минимальным (чуть более 1% от собственных доходов) дефицитом - около 740 млн рублей. Окончательный вариант будет принят Ярославской областной думой в декабре 2015 года.

            В 2017 году мы планируем выйти на сбалансированный бюджет. В долгосрочной перспективе бюджет будем формировать таким образом, чтобы обеспечить постепенное сокращения уровня долга.

            Считаю, что это - задача вполне достижима за счет повышения эффективности расходов по действующим обязательствам, минимизации бюджетных рисков, оптимизации и сдерживания расходов на основе повышения их адресности.

            - Потребности Ярославской области в рефинансировании в текущем году близки к нулю. В то же время в 2016-2017 годах регион столкнется с давлением в плане рефинансирования, когда ему необходимо будет погасить 68% суммарного прямого риска. Ярославская область планирует вновь выйти на внутренний рынок облигаций в 2016 году с целью рефинансирования обязательств с наступающими сроками. Действительно ли область планирует выход на внутренний рынок облигаций в 2016 году?

            - В 2015 году мы не выходили на рынок субфедеральных облигаций с новым облигационным займом, а только осуществили доразмещение государственных облигаций 2014 года в объеме 2 млрд рублей, поскольку привлекли значительный объем бюджетных кредитов.

            В 2016 году области необходимо погасить долговые обязательства на общую сумму 9,7 млрд рублей, поэтому в целях рефинансирования долга мы планируем выпуск гособлигаций объемом 4,5-5 млрд рублей. Облигационные займы позволяют привлекать средства на более выгодных условиях и длительные сроки, а также формировать гибкие графики погашения и обслуживания по сравнению с банковскими кредитами.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще