Эксклюзив 22 июля 2015 г. 15:12

Министр образования Подмосковья М.Захарова: "Число подмосковных школьников, занимающихся во вторую смену, к 1 сентября снизится до 8,4%"

Министр образования Подмосковья М.Захарова: "Число подмосковных школьников, занимающихся во вторую смену, к 1 сентября снизится до 8,4%"

Лето для педагогов и учащихся российских школ, несомненно, жаркая пора: сначала организация и сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ), затем ударная подготовка к 1 сентября. Как проходят эти процессы в учебных учреждениях Московской области "Интерфакс" узнал у министра образования региона Марины Захаровой.

- Давайте сначала подведем итоги прошедшего в Подмосковье ЕГЭ. Сколько выпускников смогло успешно справиться с этим серьезным экзаменом?

- В этот раз ЕГЭ сдавало 33 тыс. жителей Московской области, из них чуть менее трех тыс. человек – это те, кто окончил школу в прошлом и сейчас по той или иной причине решил пересдать экзамен. Остальные 30 тыс. – выпускники 2015 года, 99% из них в итоге получили аттестат об окончании курса средней школы.

При этом всего пять человек были удалены с ЕГЭ за нарушения: у четырех из них в ходе экзамена обнаружены мобильные телефоны, у одного – шпаргалки. Как видите, по сравнению с общим числом ребят, сдававших экзамен, это весьма незначительное количество. Хотя то, что такие случаи все еще имеют место быть, печально, ведь и выпускники, и их родители своевременно уведомляются о том, что подобные нарушения ведут к удалению с ЕГЭ без права пересдачи в том же году.

- Какие предметы для сдачи ЕГЭ подмосковные школьники выбирают чаще всего?

- Как вы знаете, ЕГЭ включает в себя сдачу обязательных предметов и предметов по выбору. Все выпускники сдают два предмета – русский язык и базовую математику. Считается, что тот, кто успешно справился с экзаменами по этим дисциплинам, подтвердил право получения аттестата и окончил общеобразовательное учебное заведение.

Предметы по выбору самостоятельно выбирает каждый ученик с расчетом, чтобы в дальнейшем они пригодились ему при поступлении в вуз. Подмосковные выпускники чаще всего выбирают обществознание, физику и историю, следующим по популярности идёт английский язык.

А вот биология и география находятся в числе тех предметов, которые редко выбирают ребята из Московской области. Кроме того, в количественном отношении меньше всего детей в этом году сдавало ЕГЭ по испанскому языку.

- В последние несколько лет среди подмосковных школьников увеличилась доля тех, кто решает сдавать ЕГЭ по физике. При этом еще в недавнем прошлом представители технических вузов обращали внимание на то, что экзамен по данному предмету выбирают лишь считанные единицы выпускников. С чем вы связываете рост популярности этой дисциплины?

- Действительно, в последние годы мы наблюдаем, что физика и история попеременно занимают третье место в числе самых популярных предметов для сдачи ЕГЭ. Однако необходимо понимать, что даже среди самых востребованных школьных дисциплин разброс по количеству выбравших их выпускников чрезвычайно велик. Например, в этом году из 33 тыс. человек, которые сдавали ЕГЭ, английский язык выбрали 5 тыс., а физику – порядка 7 тыс.

Но, конечно, по сравнению с недавним прошлым, когда экзамен по физике сдавало максимум 100 детей, это позитивный результат. Каким образом его удалось добиться? Во-первых, те технические профессиональные направления, где необходимо знание физики, постепенно становятся для выпускников все более интересными. Связано это с развитием особых экономических зон, кластеров и наукоградов, а также в целом с теми преференциями, которые на уровне российского правительства предоставляются сегодня инженерным специалистам. Во-вторых, отечественные технические вузы – МГТУ им.Н.Э.Баумана, РГУ нефти и газа им.И.М.Губкина, МФТИ – традиционно славятся высоким уровнем обучения и котируются во всем мире.

Тем не менее, мы пока еще очень далеки от того, чтобы делить всех выпускников на две относительно равные доли – физиков и лириков. Да, сдвиг в сторону технического направления произошел, но он невелик.

- Сколько выпускников подмосковных школ смогли набрать 100 балов в результате ЕГЭ? По каким предметам?

- В связи с тем, что было принято решение о выборочной проверке работ стобалльников, пока я назвать их точное количество не могу. Но скажу, что число детей, которые в этом году смогли набрать максимальный балл на экзамене, больше прошлогоднего показателя. Особенно приятно, что это выпускники тех школ, которые находятся в первой десятке нашего рейтинга лучших учебных заведений.

Также свои знания подтвердили победители олимпиад, как регионального, так и всероссийского уровня, а также три тысячи медалистов.

- Содержательная часть ЕГЭ в этом учебном году несколько изменилась. Так, в числе выпускных экзаменов появилось сочинение, математика была разделена на базовый и профильный уровни. Не возникло ли у выпускников и педагогов в связи с этими нововведениями каких-либо проблем?

- Обо всех нововведениях стало известно еще в прошлом учебном году, поэтому и у педагогов, и у выпускников было время к ним подготовиться.

Сочинение мы в первый раз писали в декабре, и более 98,5% ребят сразу справилось с ним. Те же, кто не смог этого сделать, имели право пересдать экзамен в феврале. В итоге все они это сделали и получили зачет. Более того, как отмечают эксперты, выпускники этого года смогли набрать высокий средний балл по русскому языку именно благодаря появлению сочинения.

Что касается второго нововведения, о котором вы упомянули, то стоит сказать, что предварительно большинство учеников выбирало ЕГЭ по математике базового уровня. Однако по мере приближения экзаменационного периода все больше ребят решалось сдавать профильный уровень. Впоследствии они рассказывали, что это был действительно сложный экзамен, но он вполне соответствовал возможностям тех, кто решил получать высшее образование в этом направлении.

- Мы обсудили содержательную часть ЕГЭ, теперь давайте немного поговорим о процедурных вопросах. Как был организован экзамен на территории Московской области?

- Помимо основных пунктов проведения ЕГЭ, в Подмосковье были созданы дополнительные пункты на случай каких-либо непредвиденных ситуаций. К счастью, ничего экстраординарного не произошло, и они не понадобились. Кроме того, для детей с ограниченными возможностями здоровья были организованы пункты сдачи экзамена на дому. В этом году в ЕГЭ участвовало более 200 таких особенных выпускников подмосковных школ.

Во всех аудиториях, где проходила сдача экзамена, было организовано видеонаблюдение, в большинстве помещений оно осуществлялось в режиме реального времени. Исключение составляли пункты сдачи ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья, где также шла видеозапись, но ее онлайн-трансляция не была доступна.

Может возникнуть вопрос: для чего необходимо видеонаблюдение за ходом ЕГЭ? Дело в том, что в случае подачи апелляции на процедуру проведения экзамена, с помощью видеозаписи можно легко проверить ее справедливость. Кстати, в этом году подобных обращений не было, имелись лишь запросы о пересмотре работ экзаменуемых.

- Результаты ЕГЭ по какому предмету чаще всего пытались обжаловать подмосковные выпускники в этом году?

- Самое большое количество апелляций было подано на пересмотр результатов ЕГЭ по русскому языку. На мой взгляд, это связано с тем, что выпускники смогли набрать высокий балл по этому предмету и видели возможность улучшить свои достижения. Однако из 294 апелляций была отклонена их львиная доля – 202 обращения. То есть в этих случаях оценка оставлена без изменений.

Помимо русского языка, достаточно большое число апелляций подавалось по таким школьным дисциплинам, как обществознание, история и английский язык.

- Какие нововведения в организационной части ЕГЭ начали действовать в Подмосковье в 2015 году?

- Во-первых, все контрольно-измерительные материалы (КИМы) доставлялись в пункты проведения ЕГЭ при помощи управления спецсвязи по Москве и Московской области. Педагоги позитивно оценили этот опыт, поэтому мы планируем, что в следующем году спецсвязь будет также забирать использованные КИМы после окончания экзаменов.

Во-вторых, по распоряжению Рособрнадзора в трех школах Мытищинского района в этом году были установлены почтоматы. Они использовались для хранения КИМов, что способствовало пресечению утечек информации до начала экзамена. Это первый опыт применения таких технологий в России.

- Давайте перейдем от обсуждения прошедшего ЕГЭ к планам на будущий учебный год. Сколько новых школ будет введено в эксплуатацию к 1 сентября?

- Как не раз говорил губернатор Московской области Андрей Воробьев, в нашем регионе сегодня строится больше школ, чем в любом другом субъекте РФ. Что закономерно, ведь перед нами стоит задача решить проблему обучения детей во вторую смену. И одним из путей достижения этой цели является строительство образовательных учреждений.

К началу нового учебного года в Подмосковье планируется ввести 4 новые школы. При этом будет осуществляться строительство еще 16 учреждений.

- Среди тех школ, которые распахнут свои двери для учеников уже в 2015 году, есть ли уникальные или интересные объекты?

- Московская область – своего рода модель России: муниципальные образования нашего региона сильно отличаются друг от друга, в том числе и по финансовым возможностям. Так что далеко не каждая территория может потянуть строительство, а затем и содержание какого-то уникального учебного заведения. Поэтому в ход, как правило, идут проекты повторного применения, которые отбираются по ряду показателей: площадь имеющегося земельного участка и количество учеников, которые будет посещать это учреждение. Кроме того, любое школьное здание должно соответствовать требованиям таких структур, как Роспотребнадзор и Госпожнадзор.

В целом, любая строящаяся в Подмосковье школа, помимо площадей под учебную деятельность, должна сегодня включать в себя: спортивную зону, актовый зал, столовую полной готовки и места для отдыха. В настоящий момент перед нами стоит первоочередная задача: постепенно ликвидировать вторую смену в общеобразовательных учреждениях региона.

- Насколько сегодня сократилось количество подмосковных школьников, обучающихся во вторую смену?

- Когда летом 2014 года мы начали принимать меры по решению этого вопроса, во вторую смену обучалось 11% от общего числа учеников подмосковных школ. В ходе прошлого учебного года нам удалось сократить их количество до 9,1%, сейчас оно снизилось до 8,9%. Мы планируем, что к первому сентября этот показатель будет равен 8,4%.

Для этого принимается целый ряд мер. И это не только строительство новых учебных учреждений. Сегодня главы муниципалитетов, руководители управлений образования, директора школ пересматривают учебные планы и расписания, чтобы создать детям условия для обучения в одну смену.

При всем этом мы понимаем, что к началу нового учебного года в Подмосковье еще останутся школы, ученики которых занимаются в две смены. С другой стороны, не нужно забывать и о том, что на территории региона продолжают работать малокомплектные сельские школы. Их удалось сохранить благодаря решениям, принимаемым губернатором и правительством Московской области.

- К началу нового учебного года подмосковные школы ремонтируются и дооснащаются. Расскажите, пожалуйста, о том, как сейчас идет эта работа.

- За счет средств регионального бюджета в этом году планируется капитально отремонтировать 11 школ, которые после этого, кстати, начнут работать в одну смену. Данные учебные учреждения были выбраны в связи с большим износом помещений. В то же время, средства на капитальный и текущий ремонт общеобразовательных заведений будут также выделяться из бюджетов муниципальных образований.

Мы понимаем, что не все подмосковные школы нуждаются в капитальном ремонте, есть учреждения, которые испытывают потребность в дооснащении техническими средствами. В этом направлении поддержку оказывают органы местного самоуправления. Имеют на это право и депутаты Мособлдумы: я знаю случаи, когда по наказам жителей народные избранники оказывали содействие в закупке оборудования и в школы, и в детские сады. Кроме этого, в Подмосковье есть ряд общеобразовательных заведений, которые являются региональными инновационными площадками. И они уделяют особое внимание вопросу собственной технической оснащенности. Поэтому к началу нового учебного года эти учреждения традиционно проводят мероприятия по дооборудованию своих классов.

- Сообщалось, что с первого сентября 2015 года в Подмосковье в тестовом режиме будет запущена единая система учета успехов школьников. Чем она будет полезна детям и их родителям?

- Начнем с того, что этот проект реализуется в Подмосковье на условиях государственно-частного партнерства. Со стороны регионального правительства его курируют министерство образования и министерство государственного управления, информационных технологий и связи. Частным инвестором является компания «Ростелеком», выбранная в ходе конкурса.

Мы планируем, что единая система учета успехов школьников будет представлять собой базу, связанную с целым рядом современных сервисов – например, электронными дневниками и журналами. Воспользовавшись ей, любой родитель сможет, скажем, узнать, пришел ли его ребенок сегодня в школу или нет. В свою очередь, работники сферы образования, благодаря этому нововведению, получат возможность сводить статистические и аналитические данные для планирования профильных мероприятий на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Кроме того, в будущем эта система, вероятно, сможет предоставлять услугу электронной записи в школы Подмосковья. Аналогичный сервис сегодня существует для детских садов, и он очень востребован родителями дошколят.

- А когда эта система начнет функционировать в рабочем, а не тестовом режиме?

- Все будет зависеть от того, насколько удачно пройдет первая апробация. Здесь есть еще один существенный момент: на сегодняшний день скорость интернета в муниципалитетах Подмосковья разная, мы бы хотели, чтобы это изменилось. Пользователи нашей системы должны иметь равный доступ ко всему спектру предлагаемых сервисов, независимо от места своего проживания.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще