Эксклюзив 21 июля 2015 г. 09:55

Начальник ГУТП Московской области А.Костомаров: "Мытищинский, Серебряно-Прудский, Каширский и Шаховской районы могут быть преобразованы до конца года"

Начальник ГУТП Московской области А.Костомаров: "Мытищинский, Серебряно-Прудский, Каширский и Шаховской районы могут быть преобразованы до конца года"

В Подмосковье второй год подряд проводятся мероприятия по повышению эффективности органов местного самоуправления, в ходе этого уже произошло объединение ряда крупных городов и преобразование некоторых муниципальных районов в городские округа. "Интерфакс" расспросил начальника главного управления территориальной политики Московской области Александра Костомарова о целях этого процесса и планируемых к реализации решениях.

- Сегодня в Московской области проводятся мероприятия по преобразованию муниципальных районов в городские округа. Какие преимущества получают территории в ходе этого процесса?

- Как Вы знаете, в Подмосковье идет системная работа по совершенствованию органов местного самоуправления, а также принят целый комплекс мер по повышению эффективности муниципальной власти. Такую задачу нам поставил губернатор Московской области Андрей Воробьев, выступая на Высшем совете в сентябре прошлого года.

Городской округ как одна из форм местного самоуправления в отдельных случаях действительно является более эффективной, нежели муниципальный район. Она позволяет мобилизовать кадровые и административные ресурсы, сокращает сроки выработки и реализации управленческих решений, обеспечивает оперативность реакции власти на обращения жителей.

Поясню на примере. Как известно, Озерский район стал первым муниципалитетом Московской области, преобразованным в городской округ. Что он представлял собой ранее? Это был город, где проживало две трети жителей территории, и два небольших поселения поблизости, в которых существовали свои главы, администрации, Советы депутатов. Конечно, такая приближенность органов местного самоуправления к людям – положительный момент. Но в силу того, что существует разграничение полномочий между властями разного уровня, для населения это зачастую становится не благом, а проблемой: жители не могут разобраться, в какую инстанцию им необходимо обращаться в том или ином случае. Кроме того, наличие собственного административного аппарата в поселении требует существенных расходов на его содержание. Поэтому в случае с Озерским районом инициатива главы Дениса Лебедева о преобразовании в городской округ Озеры была поддержана жителями.

При этом нужно понимать, что реформирование территорий поселений в муниципальных районах продиктовано экономической целесообразностью. Учитываются и площадь территории, и общественно-политическая ситуация, и социально-экономические показатели. И уже после этого решается, является ли форма городского округа приемлемой для конкретной территории или же нет.

- Скажите, будет ли распространен опыт преобразования Озерского района в городской округ Озеры на другие территории Московской области?

- Хочу отметить, что процедура преобразования района в городской округ состоит из нескольких этапов. Для начала возникает инициатива, которая может исходить от жителей, от главы или от Совета депутатов муниципального образования. Затем Советы депутатов всех поселений должны рассмотреть и решить вопрос о согласии на объединение территорий, входящих в состав муниципального района, а также назначить даты публичных слушаний. Согласно действующему законодательству, только в случае согласия и жителей, и депутатов всех поселений, районный Совет депутатов получает право выхода с законодательной инициативой в Московскую областную думу о преобразовании территорий поселений муниципального района.

Главы четырех муниципальных образований - Каширского, Мытищинского, Шаховского районов, а также Совет депутатов Серебряно-Прудского района уже выступили с инициативой о реформировании территорий поселений.

В случае Каширского, Шаховского, Мытищинского районов и Советы депутатов поселений, и местные жители поддержали преобразование территорий, находящихся в границах данных муниципальных образований.

Что касается Серебряно-Прудского района, публичные слушания назначены на конец июля.

- Когда должно завершиться преобразование территорий поселений упомянутых вами муниципальных районов?

- Нужно принимать во внимание, что эта процедура считается завершенной только после вступления в силу законов Московской области об организации местного самоуправления на территории муниципальных образований. В данный момент депутаты Мособлдумы ушли на каникулы, поэтому этот вопрос будет рассмотрен в сентябре. Процесс обсуждения на публичных слушаниях и в Советах депутатов, а также оформление всех необходимых законотворческих инициатив планируется завершить до конца лета. В случае поддержки региональными депутатами соответствующих законопроектов, к концу текущего года процесс преобразования территорий поселений Мытищинского, Каширского, Шаховского и Серебряно-Прудского районов может быть завершен.

- Как скажется смена формы местного самоуправления на жизнь этих муниципальных образований?

- Преобразование в городской округ не влечет за собой изменение вектора экономического развития. Скажем, в Серебряно-Прудском районе, какой бы статус он ни получил, ведущей отраслью останется сельское хозяйство, а для городского поселения Ожерелье Каширского района ключевое значение продолжит играть железнодорожный узел. Однако со сменой формы местного самоуправления упростится и удешевится администрирование территории. Так, по подсчетам, только в Каширском районе экономия на содержании чиновничьего аппарата составит порядка 40 млн руб. в год.

При этом остается важным обеспечение доступности власти для жителей. Поэтому на месте бывших администраций в поселениях будут организованы территориальные управления. И еще один важный момент: преобразование района в городской округ не лишит население имеющихся льгот.

- Сколько еще муниципальных районов имеют предпосылки для смены формы местного самоуправления?

- Прежде чем начать процедуру преобразования, детально рассматривается ситуация в каждом отдельно взятом муниципальном образовании, взвешиваются все "за" и "против". Возможность изменения формы организации местного самоуправления обсуждалась представителями Чеховского и Луховицкого районов. Однако после проведенных консультаций в рамках совместной рабочей группы было принято решение повременить с преобразованием, поскольку и в Чеховском, и в Луховицком муниципальных районах сейчас достаточно эффективная система управления.

- Помимо смены формы местного самоуправления, в Подмосковье осуществляется слияние администраций районов и райцентров. Сколько таких объединенных исполнительных органов власти появилось на территории региона за последние годы?

- Одним из предусмотренных законодательством инструментов повышения эффективности муниципального управления является возможность возложения полномочий администрации поселения на администрацию муниципального района, создание так называемой единой администрации. Дело в том, что жители не всегда могут четко разграничить полномочия между администрацией района и поселения и, как следствие, часто сталкиваются со своеобразным "футболом", то есть органы власти просто перенаправляют друг другу проблему, не решая ее.

За счет создания единых администраций все полномочия на территории муниципалитета решаются в одном "окне", а не в разных местах, как было раньше.

В тех муниципалитетах, где представители органов местного самоуправления посчитали целесообразным провести реорганизацию, слияние исполнительных органов районов и райцентров уже произошло. Пилотный проект был реализован в Чеховском районе, затем этому примеру последовали в Клинском, Раменском, Каширском, Пушкинском, Щелковском и Шаховском районах.

- Не так давно на карте Московской области появились "большой" Королев, "большая" Балашиха и "большой" Подольск". Можете ли вы уже оценить эффективность преобразования этих муниципалитетов?

- Об укрупнении муниципальных образований в Подмосковье говорил губернатор Московской области в своем ежегодном обращении к жителям. Появление объединенных подмосковных городов обусловлено экономической целесообразностью и необходимостью комплексного развития территорий. В результате мобилизации всех имеющихся ресурсов повышается эффективность управления муниципалитетом, оперативность принятия решений и сроки их реализации.

Поскольку раньше всего эти процессы завершились в "большом" Королеве, уместнее всего начать с этого города. После завершения объединения с Юбилейным здесь была реконструирована центральная городская магистраль, а экономия на аппарате управления позволила вкладывать больше средств в благоустройство. Кроме того, были введены в эксплуатацию социальные объекты, замороженные в отдельных поселениях. У меня есть хороший знакомый среди местных жителей. И он поначалу если не был ярым противником слияния Королева и Юбилейного, то относился к этому процессу со скептицизмом. Однако он изменил свое мнение после того, как за считанные месяцы после объединения была расширена улица Пионерская, где раньше скапливались огромные пробки. Эту проблему не могли решить годами! Власти также оперативно разобрались с вопросом водоснабжения. Хотя Королев и Юбилейный имеют одну систему инженерных сетей, ранее она обслуживалась разными муниципальными предприятиями, что создавало ряд трудностей. Они исчезли, когда вся инфраструктура перешла под единое управление.

Уже есть свои позитивные результаты и в "большой" Балашихе. Была разработана дорожная карта, которая позволила создать новые рабочие места и привлечь инвестиции в объединенный город. Активно решается одна из самых острых проблем муниципалитета – дорожная. Новые власти заложили 700 млн руб. на ремонт дорог – и это прорыв. Местное население также не понаслышке знает о проблеме парка, расположенного на стыке Железнодорожного и Балашихи. До слияния городов он частично принадлежал Балашихе, но власти уделяли его благоустройству остаточное внимание, поскольку территориально этот объект находился на некотором удалении. Зато жители Железнодорожного любили отдыхать в этой зеленой зоне и, конечно, были недовольны невысоким уровнем ее содержания. Теперь вопрос снят и за парком ухаживают должным образом. Может показаться, что это незначительная проблема, но ее решение непосредственно повлияло на жизнь людей. К тому же, в "большой" Балашихе процедура объединения территорий еще не завершилась: политические вопросы решены, однако остался пласт важной технической работы.

Что касается "большого" Подольска, то там эти процессы пока в самом разгаре: только объявлена дата выборов. Однако можно предположить, что слияние Подольска, Подольского района и Климовска также позволит решить целый ряд наболевших проблем. В частности, жители Климовска платят за жилищно-коммунальные услуги чуть ли ни больше всех в Подмосковье. Ожидается, что за счет объединения ресурсов с Подольском и Подольским районом, в Климовске произойдет снижение тарифов. Кроме того, в объединенном муниципалитете уже решен ряд вопросов, связанных с транспортным обслуживанием.

- Остались ли еще претенденты на объединение среди подмосковных городов?

- Сейчас перед органами местного самоуправления губернатором Московской области поставлена другая важная задача – рассмотреть возможность присоединения необходимых для развития территорий к муниципальным образованиям, зажатым внутри текущих границ. Проблема актуальна для наукоградов – Фрязино и Жуковского, а также для небольших городов – Бронниц и Лосино-Петровского. Это не только мешает данным территориям развиваться, но и в ряде случаев не позволяет властям выполнять свои функции в полном объеме. Например, органы местного самоуправления обязаны предоставить многодетным семьям участки, однако это иногда просто невозможно, поскольку свободных земель у муниципалитетов нет. Конечно, проблема решается путем выделения участков в других районах. Но жители зачастую этим недовольны.

Это непростой процесс с точки зрения соблюдения юридических процедур и учета интересов всех муниципальных образований, но его необходимо реализовывать.

- Насколько активно жители Подмосковья участвуют в мероприятиях, связанных с преобразованиями территорий?

- Конституцией Российской Федерации установлено, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Поэтому мнение наших жителей имеет определяющее значение для реализации мероприятий, связанных с повышением эффективности власти на местах в Московской области.

В случае объединения Королева и Юбилейного, Балашихи и Железнодорожного, Подольска, Климовска и Подольского района мы наблюдали высокий уровень гражданской активности. На протяжении всего процесса реформирования этих муниципалитетов жители выдвигали десятки предложений и инициатив по улучшению работы на местах.

Стоит признать, что процессы преобразования муниципалитетов в ряде случаев шли не совсем гладко. Людей занимали простые бытовые вопросы: "Нужно ли будет менять паспорт при объединении городов? А перерегистрировать права на собственность?". В связи с этим, представителями органов местного самоуправления, министерств и ведомств правительства, членами Общественной палаты Московской области велась большая разъяснительная работа среди граждан. Так, только в Балашихе за четыре месяца было организовано 230 встреч различного формата с населением. В результате большинство жителей Балашихи и Железнодорожного высказались за преобразование территории.

- Насколько эффективной вы считаете действующую в настоящий момент в Подмосковье команду муниципальных чиновников?

- За последние два года команда муниципальных служащих в Московской области качественно обновилась. Право на управление территорией на местах получили те люди, кто смог предложить актуальную повестку развития муниципалитета и убедил избирателей в своих профессиональных навыках. Теперь на главах и депутатах лежит особая ответственность за социально-экономическое развитие территорий, за эффективные управленческие решения, за создание комфортных условий для жизни на местах.

Губернатор Московской области неоднократно заявлял о стремлении сделать Подмосковье регионом-лидером среди субъектов Российской Федерации. А реализация данной задачи, как вы понимаете, невозможна без сильных, опытных руководителей на местах. Мы внимательно наблюдаем за деятельностью управленцев в муниципалитетах и выявляем среди них тех, чей потенциал мог бы быть реализован в полной мере. Так, нынешний исполняющий обязанности главы Серпухова Дмитрий Жариков до недавнего времени был заместителем главы администрации Подольска, а Олег Хромов, ранее занимавший должность заместителя руководителя администрации города Домодедово, смог завоевать доверие жителей Ленинского района и избрался главой муниципалитета.

Кроме того, по поручению А.Воробьева организован цикл обучающих семинаров для муниципальных служащих. В каждую последнюю субботу месяца в Доме правительства Московской области проводятся занятия по различным сферам общественной жизни. Обсуждаются вопросы развития городской среды, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, медицинского обслуживания и так далее. Представители администраций наиболее успешных в том или ином отношении территорий делятся своим опытом с коллегами. Идет продуктивный процесс обмена знаниями и наработками.

Отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что в целом команда муниципальных управленцев, сформировавшаяся в Московской области, профессиональна и обладает хорошим потенциалом для дальнейшего развития.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще