Сергей Антуфьев назначен губернатором Смоленской области в декабре 2007 года. Его предновогоднее интервью "Интерфаксу" посвящено ряду важных проектов, реализацией которых администрация Смоленской области занималась в 2009 году.
Осенью прошлого года, когда в экономике региона проявились кризисные явления, вы, Сергей Владимирович, провели немало встреч в самых различных аудиториях, призвав депутатов, промышленников и банкиров объединить усилия и сообща искать решение финансово-экономических проблем. Не могли бы вы сейчас, спустя полтора года, оценить участие профессиональных сообществ в этой работе?
Вряд ли можно оспаривать вклад депутатов областной думы – они всегда оперативно рассматривают наши предложения. Законодатели поддержали меры по поддержке малого предпринимательства, оперативно рассмотрели и приняли пакет законов, позволивший привлечь в регион свыше миллиарда рублей из Фонда содействия реформированию ЖКХ по программам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья и капитальному ремонту жилых домов. Что касается промышленников и банкиров, мы действительно с ними активно сотрудничали – в начале года совместные встречи проходили практически каждые две недели, и свои плоды эта работа принесла. Когда руководители предприятий и банков сидят за одном столом, а администрация Смоленской области не скрывает своей заинтересованности в успехе их переговоров, поскольку от этого зависит социально-экономическая ситуация в регионе, добиться взаимопонимания проще. Я убедился в том, что руководители банков заинтересованы в таком сотрудничестве и понимают свою ответственность за то, что происходит в экономике региона.
В этом году вам удалось доказать, что господдержка малого бизнеса приносит реальные результаты: объем налогов, уплаченных предпринимателями в этом году, заметно увеличился. Чем вы объясните неприкрытое недоверие, которое высказывается, например, депутатами областной думы в адрес вашего главного инструмента в этой работе – фонда поддержки предпринимательства?
Поступления в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого предпринимательства увеличились по сравнению с прошлым годом более чем на 300 миллионов рублей. Что касается областного фонда поддержки предпринимательства, он страдает из-за традиционности мышления – к сожалению, слово "фонд" тут же наводит некоторых людей на мысли о злоупотреблениях, неоправданных рисках, нецелевом использовании бюджетных средств. Президент страны провел в Гагарине совещание по проблемам, с которыми сталкиваются в России субъекты малого бизнеса, дал поручения, поставил перед чиновниками задачи. Наш фонд позволяет их эффективно решать – удалось сохранить и открыть новые малые предприятия, создать больше трех тысяч новых рабочих мест, и, конечно, мы вправе надеяться на объективную оценку этой работы и ее результатов. Фонд создан давно – эта структура существует в Смоленской области, по-моему, уже 12 лет, и ни разу за все это время его деятельностью никто в областной думе не интересовался. Много лет назад в фонде были размещены бюджетные средства – 2,5 миллиона рублей, но никто не пытался оценить эффективность их использования, не проверял, как используются помещения, транспорт, какую зарплату выплачивает себе руководитель организации. И только когда предприниматели начали получать реальную поддержку, когда за год работы удалось добиться впечатляющих результатов, к фонду появился повышенный интерес, и возникло желание срочно проконтролировать его работу! Эффективность поддержки малого бизнеса нужно повышать, и фонд будет этим заниматься. Наряду с традиционными формами – микро-кредитованием, гарантиями и тому подобным, мы выделяем молодым предпринимателям гранты на открытие собственного дела, ведем работу по привлечению к кредитованию малых предприятий как можно большего числа коммерческих банков, размещая на их счетах средства, аккумулируемые фондом. Кроме того, я поставил перед руководством фонда задачу открыть представительства в райцентрах, чтобы местным предпринимателям не приходилось ехать в Смоленск ради консультации или решения вопроса с получением кредита. Нашему фонду есть, куда развиваться, у него большой потенциал, и успокаиваться на достигнутом рано.
Летом этого года ректор Смоленского госуниверситета заявил о готовности присоединить к своему вузу строительный, автотранспортный и другие учебные заседания профессионального образования, создав университетский комплекс. Администрация Смоленской области реальной поддержки этим планам не оказывала, и идея, столкнувшись с противодействием строительного комплекса, оказалась отложена – то ли в сторону, то ли до лучших времен. Как вы относитесь к амбициям госуниверситета? Нужна ли области реформа системы среднего и высшего профессионального образования?
Убежден в предпочтительности непрерывного профессионального образования – от начального к высшему! Обеспечить его можно путем юридического объединения вуза с учреждениями начального и среднего профессионального образования, о чем, собственно, и зашла речь минувшим летом. Это позволило бы объединить материальные базы учебных заведений, решить проблему, связанную с нехваткой педагогических кадров, сократить расходы на бухгалтерию, на других чиновников, которых хватает в образовательных учреждениях. Я убежден в том, что проведение такой реформы позволило бы нам совершить прорыв в сфере образования, но, к сожалению, личные интересы пока что превалируют над профессиональными. Руководство колледжа примерило задумку на себя, и сочло ее для себя невыгодной, каждый принялся гадать: "А кем я буду?", после чего начались стенания о грядущей смерти среднего профессионального образования. Наверно, и мы, и вуз сами виноваты – не сумели донести до заинтересованных лиц идею юридического объединения учебных заведений, не сумели убедить в ее продуктивности. Разговор не окончен. Мы будем планомерно пропагандировать идею непрерывного профессионального образования, за которой, я уверен, будущее.
Недавно вы признали, что программа привлечения выпускников смоленских вузов на село буксует. Что вы считаете причиной невысокой популярности губернаторской стипендии, и каким образом намерены исправлять ситуацию?
Да, на наше предложение поработать три года по специальности в сельской местности пока что откликнулось всего 28 старшекурсников трех смоленских вузов. Ждали большего, тем более что губернаторской стипендией дело здесь не ограничивается. Мы выплачиваем молодому специалисту, прибывшему работать на село, единовременное пособие в размере 30 тысяч рублей и в течение трех первых лет доплачиваем ему к зарплате – в первый год его работы три тысячи, на второй год – две, на третий – тысячу рублей. Пока что наши предложения не встретили особого отклика, и, я думаю, не потому, что они молодым людям неинтересны. Скорее, мы пока просто не сумели провести убедительную пропагандистскую кампанию. Перед молодым человеком нужно нарисовать законченную картину: вот - два года выплачивается губернаторская стипендия, вот - единовременное пособие и доплаты к зарплате, вот – помощь в приобретении жилья, и вообще: он едет не отрабатывать, а жить в нормальных условиях. Пока что нам не удалось убедить молодежь в существовании такой перспективы. Кроме того, молодой специалист должен быть уверен, что на селе его ждут. Сейчас все предложения исходят от губернатора в Смоленске, а что там будет в сельском поселении – неизвестно, поскольку главы муниципалитетов к этой работе совершенно непричастны. Привлечением молодежи в обеспокоились только в Смоленске, а руководители муниципальных районов, которые, казалось бы, больше моего должны быть заинтересованы в появлении молодых специалистов, пока что надеются на администрацию Смоленской области. Ребята, готовые после окончания вуза работать в сельской местности, есть, и мы будем их стимулировать. Говорить о провале программы рано, просто мы, как обычно, долго запрягаем.
Эпидемия сезонного гриппа нанесла заметный удар по репутации областных и муниципальных властей – неважно, заслуженные звучат претензии или нет. Есть очень много жалоб на муниципальные больницы, на участковых врачей, на аптеки. Беспокоит ли вас ситуация в этой сфере?
Эта эпидемия прекрасно продемонстрировала возможности четвертой власти и ее способность в кратчайшие сроки создать в обществе атмосферу психоза. Грипп приходит ежегодно, и вряд ли можно говорить, что здравоохранение было не готово к возможной эпидемии. Руководители аптечных сетей, разумеется, не могли предполагать такого спроса на антивирусные препараты, на марлевые повязки. Для этого не было ровным счетом никаких оснований, и меня совсем не удивляет, что пошли разговоры о том, что паника вокруг гриппа инспирирована производителями лекарств. Нельзя подготовиться к панике! Кроме того, хочу напомнить, что в течение всего года руководство здравоохранения говорило о вакцинации, о необходимости диспансеризации населения, и население с крайней неохотой реагировало на эти призывы. А потом возникла эпидемия.
Есть ли надежда на продолжение строительства в Смоленске медицинского центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, фундамент которого был закончен в августе прошлого гола? И, кстати, известно ли вам, что в медицинском сообществе негативно относятся к этому проекту?
Тут я могу дать вам совершенно точные сведения. Есть постановление правительства, в соответствии с которым строительство надземной части федерального медицинского центра в Смоленске начнется весной 2010 года, а в апреле 2011 года он должен быть сдан в эксплуатацию. Государственной корпорации "Ростехнологии" из федерального бюджета передано 2,07 миллиарда рублей на завершение строительства и его оснащение медицинским оборудованием. О разговорах, которые идет среди смоленских медиков, я знаю, и могу сказать точно: если мы продолжим таким вот образом относиться к появлению в Смоленской области новых лечебных учреждений или, скажем, новых современных предприятий, пора перестать говорить о будущем. У нас его просто не будет! Федеральный медицинский центр – это возможность роста для медицинских кадров, а весь негатив, о котором вы говорите, как мне кажется, связан с тем, что заработная плата в новом учреждении может оказаться выше, чем в областных и муниципальных больницах. Но уравниловка – это самая опасная система оценки профессионализма, какую только можно придумать! И всем прекрасно известно, к чему приводит такой подход.
В будущем году пограничный контроль будет отодвинут на внешние границы Союзного государства. Не помещает ли это реализации проекта таможенно-логистического кластера под Смоленском?
Меня тоже беспокоил вопрос о связи между переносом пограничного контроля и размещением таможенных терминалов в нашей области, но я убедился, что Смоленская область по-прежнему интересует руководство Федеральной таможенной службы как территория для размещения ее подразделений. Будучи суверенным государством, Россия оставляет за собой право регулировать товарные потоки по своей территории – логистика и пограничный контроль друг с другом никак не связаны.
Недавно я направил руководству ФТС наши предложения по земельным участкам, так что наш проект актуальности не потерял. Судя по всему, он станет еще привлекательнее с пуском на полную мощность порта в Усть-Луге на Балтийском море, который решено соединить автомагистралью с портом Новороссийск на Черном море. Этот грузовой транспортный коридор пройдет по территории Смоленской области, поскольку это самый короткий путь. Здесь хочу еще добавить, что на этой неделе я получил письмо министра обороны России Анатолия Сердюкова, в котором выражается согласие с нашим предложением о придании аэропорту "Северный" в Смоленске статуса аэропорта двойного назначения. При этом нам поручено представить в министерство концепцию использования объекта в гражданских целях. Этого события мы ждали полтора года! Теперь в точке пересечения двух мощнейших транспортных магистралей с запада на восток и с севера на юг, где также имеется мощный железнодорожный узел, появляется аэропорт, возможности которого позволяют принимать любые самолеты. Таким образом, проект таможенно-логистического кластера под Смоленском выглядит и логичным, и вполне законченным.
Прошло уже почти полгода с тех пор, как в Смоленской области состоялась презентация впечатляющей концепции межрегионального распределительного центра сельхозпродукции. С места что-то сдвинулось? Готов ли проект, определилась ли его стоимость?
Для работы над проектом МРЦ была создана рабочая группа под руководством вице-губернатора Михаила Шарина, в состав которой входят смоленские и московские специалисты самого разного профиля. В 2010 году из бюджета Смоленской области на подготовку необходимой проектно-сметной документации будет выделено 20 миллионов рублей, а стоимость первой очереди МРЦ, по предварительным оценкам, составит 340 миллионов рублей. Мы рассчитываем, что этот проект будет одобрен Министерством сельского хозяйства и получит статус пилотного.
Скоро наступит новый 2010 год, который обещает быть очень непростым для экономики Смоленской области и бюджетной сферы. О чем, волнующем вас, вы не станете говорить в своем новогоднем обращении к жителям региона, чтобы не портить им праздничное настроение?
Не стану говорить о кризисе и о коррупции среди чиновников.
Беседовал Дмитрий Раичев.