Московская область – большой и густонаселенный регион. Ежегодно в Подмосковье вводится около 7 млн квадратных метров нового жилья, и такой активный прирост населения не может не сказываться на дорожной и транспортной ситуации в регионе. О том, дойдет ли столичная подземка до Мытищ и Балашихи, будут ли строиться путепроводы через железную дорогу, а также об эксперименте с интеллектуальной транспортной системой в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель председателя правительства области Петр Иванов.
- Петр Валерьевич, заявлялось, что работа камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, установленных в Подмосковье, была нарушена в течение нескольких январских дней из-за вируса, запущенного намеренно. Сейчас, когда система фиксации нарушений восстановлена, возникает вопрос: какие меры будут предприняты для того, чтобы избежать повторения этого инцидента?
- Во избежание подобных случаев мы провели открытое обсуждение этих вопросов с общественностью и профессионалами в сфере разработки и защиты программного обеспечения. По результатам наших обсуждений был выработан комплекс мер, позволяющий исключить внедрение вредоносных файлов в программные продукты. Это, в частности, специальные антивирусные программы, системы передачи информации. На обсуждении звучали интересные предложения, например, одно их них связано с созданием backup копий программного продукта. Я думаю, что на сегодняшний день у нас достаточно знаний и опыта, чтобы такие случаи не повторялись в дальнейшем.
Кроме того, мы намерены принципиально изменить систему работы с подрядчиками. Сегодня мы проводим тендеры на закупку и установку камер, но в будущем мы планируем закупать услугу фиксации нарушений. Таким образом, компания-подрядчик будет заинтересована не только в поставке, но и в поддержании работоспособности комплексов, ведь по неисправным устройствам мы не будем оплачивать аренду.
- Расскажите, как будет реализовываться инвестиционная программа "Центральной пригородной пассажирской компании" в 2014 году? Сколько новых электропоездов будет приобретено? Какие платформы будут отремонтированы и реконструированы? Как должен измениться их облик?
- Сегодня на территории Московской области работают две компании, отвечающие за перевозку пассажиров, - это Центральная пригородная пассажирская компания и Московско-Тверская пригородная пассажирская компания. Всего в 2014 году планируется приобрести 39 новых поездов, из которых 26 - в рамках инвестиционной программы ЦППК, 12 – в рамках инвестиционной программы РЖД, и 2 закупит Московско-Тверская пригородная пассажирская компания.
Теперь о платформах. Всего на территории Московской области 446 станций. В первую очередь, необходимо заняться платформами с большим пассажиропотоком – на их базе должны появиться современные транспортно-пересадочные узлы. В своем обращении губернатор Московской области ставил задачу в 2014 году начать работу с РЖД по 12 первоочередным ТПУ, в составе которых должны быть не только перехватывающие парковки, но и удобные места ожидания, современные информационные табло, кофемашина и другие объекты, позволяющие сделать ожидание поезда более комфортным.
Несмотря на то, что практически все платформы находятся в ведении РЖД и именно эта структура осуществляет обслуживание платформ, в 2013 году большая работа по ремонту была проделана ЦППК. За свой счет компания осуществила ремонт 80 платформ. В связи с этим, мы рассматриваем возможность перехода ЦППК на модель "ответственного перевозчика", который будет нести ответственность не только за подвижной состав, но и за содержание платформ. К этой работе мы планируем перейти после подписания 15-летнего контракта, возможность заключения которого сегодня прорабатывается.
- О проблеме безопасности на железнодорожных переходах в 2013 году говорили особенно много. Как Вы оцениваете ее остроту?
- Действительно, такая проблема существует. В 2013 году на территории Московской области было травмировано 796 человек, из которых 530 – со смертельным исходом. Мы понимаем, что одновременно со строительством новых путей, с увеличением частоты движения электричек должны приниматься и меры по безопасности перехода через железнодорожные пути.
В 2013 году РЖД построено 19 пешеходных переходов, оборудованных световой и звуковой сигнализациями, ведется строительство 2 пешеходных мостов на остановках Фруктовая и Красково, а также реконструкция 3 пешеходных мостов. Кроме того, в 2013 году в Подмосковье установлено 30 км ограждений, в основном на тех направлениях, где организовано скоростное движение поездов.
- В прошлом году активно обсуждали и тему строительства метро в Московской области. Расскажите об актуальной ситуации: как будет идти работа по развитию наземного метро в 2014 году; когда все-таки планируется запустить линию наземного метро от Ленинградского вокзала до Химок; отказались ли власти полностью от развития подземного метро в Подмосковье?
- По сути, наземное метро – это ввод электричек по дополнительным путям, поезда будут ходить с интервалом в 5-6 минут, что позволит пассажирам не зависеть от расписания. Уже в 2014 году завершится строительство дополнительных путей на участках Москва-Химки, Москва-Одинцово, в 2015 году пути будут построены до Мытищ и Королева. Всего же до 2020 года программой предусмотрено строительство 226 км дополнительных путей и обустройство 48 пригородных станций, стоимость проекта оценивается в 236 млрд рублей. Эти деньги выделяют РЖД, а также федеральный и московский бюджеты.
Что касается запуска наземного метро на участке Москва-Химки. Проблема заключается в том, что емкость платформы на Ленинградском вокзале не позволяет запустить дополнительные электрички. В настоящее время ведется реконструкция Кругового депо на Ленинградском вокзале, и в 2014 году это даст возможность для запуска электропоездов с высокой интенсивностью движения.
Теперь о подземном метро. Программой развития метрополитена предусмотрено строительство станций в Котельниках, Мытищах, Балашихе и Химках, но сроки этого строительства на сегодняшний день являются предметом обсуждения. С уверенностью можно говорить лишь о метро в Котельниках, которое откроется в конце 2014 году.
Мы заинтересованы в том, чтобы метро в Мытищи, Химки и Балашиху пришло как можно скорее, поскольку это три основных города, где назрела максимальная потребность в метрополитене. Однако финансирование по этим проектам на сегодняшний день, к сожалению, не предусмотрено.
- А сколько будет стоить проезд на наземном метро?
- Тарифы останутся неизменными – сегодня это 17,5 рублей за одну зону по Московской области. И никакого увеличения тарифов в связи с вводом дополнительных путей и электропоездов не предполагается.
- На какой стадии в данный момент находится проект строительства Центральной кольцевой автодороги? Какие конкретно работы в этом направлении планируется провести в текущем году?
- Строительство первого пускового комплекса планируется начать уже в 2014 году, и предполагается, что конкурс на строительство будет разыгран после апреля. Также до конца года планируется провести конкурсы на 3,4 и 5 пусковые комплексы. На третьем и четвертом пусковом комплексах ЦКАД идут работы по подготовке территории строительства, в т.ч. связанные с оформлением земель.
Завершение строительства ЦКАД планируется в 2018 году – к Чемпионату мира по футболу.
- В середине января появилось сообщение о том, что подмосковные власти готовятся ввести ограничение на въезд большегрузов на региональные и межмуниципальные дороги в дневное время. Позволит ли это решить комплекс проблем, возникших в Подмосковье после введения аналогичного ограничения в отношении МКАДа? Достаточно ли условий создано в Московской области для того, чтобы водители большегрузов смогли переждать время запрета?
- Единственное ограничение, которое предполагается в ближайшее время, - это традиционное весеннее ограничение движения большегрузов на региональных дорогах с 1 по 30 апреля. Ведения каких-то других ограничений в ближайшее время не планируется.
В Московской области создано достаточно условий для стоянки водителей на период ограничений движения по МКАД, однако, проблема в том, что водители большегрузов не хотят стоять на этих стоянках. Емкость существующих стоянок – около 4 тысяч машиномест, в 2013 году было дополнительно введено 8 стоянок общей емкостью 1400 машиномест. На сегодняшний день у нас нет ни одной стоянки, которая заполнялась бы на 100%. При этом мы планируем, что в 2014 году на территории Московской области строительство стоянок для большегрузных автомобилей будет продолжено.
- Считается, что пробки – главная беда подмосковных (как и столичных) дорог. Насколько сложнее становится ситуация с течением времени? Какие мероприятия, по Вашему мнению, способны хоть немного снять остроту проблемы? Какие из них могут быть реализованы на региональном уровне.
- Количество автомобилей в Московской области ежегодно увеличивается, это естественная тенденция, которая существует и в других регионах. За последние пять лет в Подмосковье построено и реконструировано 147 километров автомобильных дорог. В течение ближайших пяти лет мы будем наращивать темпы строительства.
Очень острой проблемой для Подмосковья является разделение дорог и поселений железнодорожными путями, водители тратят очень много времени на переезд через железную дорогу. В связи с этим в регионе принята программа строительства путепроводов. Всего предусмотрено строительство 17 путепроводов за счет федерального и областного бюджетов и 50 путепроводов за счет инвесторов на платной основе. В настоящий момент 7 переездов находятся на стадии строительства, в частности в 2014 году будет введен путепровод в Хлебниково, 6 путепроводов введут в 2015 году и еще 5 переездов будут введены до конца 2016 года.
До 1 июля будет подготовлена концепция строительства платных путепроводов и на конкурсной основе будут определены инвесторы.
Также для улучшения дорожной ситуации мы строим объездные дороги. В конце 2013 года была введена в эксплуатацию дорога в объезд города Одинцово, в 2014 году будет введен объезд Подольска. Кроме того, на сегодняшний день уже запроектирована объездная дорога в Сергиевом Посаде, также появится дублер Ленинградского шоссе на участке с 15 по 58 километр, благодаря которому дорога от МКАД до аэропорта "Шереметьево" будет занимать не более 10 минут.
Кроме того, в Московской области реализуется программа "Удобный поворот", которая связана с введением дополнительных полос, съездов, изменением разметки, как это было сделано, например, на въезде в Красногорск в 2013 году, где за счет изменения разметки было увеличено количество полос с 4 до 5.
Сегодня Московская область находится в процессе закладки основ интеллектуальной транспортной системы, ведь вопрос координации светофорного движения существенно позволит разгрузить улицы. Мы провели эксперимент в Люберцах, где установили адаптивную систему светофорного регулирования и датчики, позволяющие фиксировать количество автомобилей на магистрали. За счет применения мер, связанных с адаптивным светофорным регулированием, фактическая скорость движения на тестируемом участке увеличилась на 23% процента.
Разумеется, все эти меры раз и навсегда проблему пробок в Подмосковье не решат, но, тем не менее, в совокупности они позволяют облегчить сложную ситуацию на основных магистралях.
- Как правительство Московской области взаимодействует с общественными организациями? Например, с организацией "Пробок.нет"? Помогает ли общественность вашей работе?
- Мы активно привлекаем общественность к обсуждению транспортных вопросов в Московской области. В частности, мы использовали предложение "Пробок.нет" при организации движения по Волоколамскому шоссе в Красногорске. Также от руководителя проекта Александра Шумского мы получил предложение по снятию запрета проезда по одной из улиц в Химках, которая попросту была перекрыта шлагбаумом. Мы выехали на эту улицу, осмотрели и пришли к выводу, что проезд действительно необходимо открыть. Поэтому с организацией "Пробок.нет" у нас налажено стратегическое партнерство и активное сотрудничество.