Эксклюзив 28 мая 2013 г. 16:57

Глава Подольского района Н.Москалёв: "В Подольском районе нет жилья, построенного без выполнения социальных условий"

Глава Подольского района Н.Москалёв: "В Подольском районе нет жилья, построенного без выполнения социальных условий"

Московская область - традиционный лидер среди других регионов России по строительству жилья. Однако то, что это достижение имеет и свои негативные последствия, в последние годы становится особенно очевидно. Проблемы возведения жилых домов без необходимой социальной и коммунальной инфраструктуры сегодня известны, пожалуй, всем подмосковным жителям. А что об этом думают муниципальные власти? "Интерфакс" выяснил мнение главы Подольского района Николая Москалёва.

- Как инвесторы, работающие в Подольском районе, восприняли новость о временной приостановке выдачи разрешений на строительство, о которой говорил врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев?

- Честно говоря, я не получал из регионального правительства документов, регламентирующих этот вопрос. Хотя о такой инициативе, конечно, слышал. Полагаю, речь шла не собственно о запрете выдачи разрешений, а о запрете устраивать в Московской области бардак - строить одно жилье без необходимых социальных объектов. А такое требование существовало и десять, и пятнадцать лет назад.

- Однако действенным оно не оказалось...

- Почему? В Подольском районе нет такого жилья, которое было бы построено без выполнения социальных условий. Другое дело, всем нам стоит откровенно признать, что инвестору не выгодно выполнять весь спектр необходимых обременений.

- Тогда стоит также признать, что строительство социальной инфраструктуры - это, в первую очередь, задача власти.

- Верно. И здесь возникает разумный хозяйский вопрос: зачем вообще Московской области столько строить? Скажем, инвесторы, ряд из которых, к слову, позже проявили себя как недобросовестные, приходили и в администрацию Подольского района со своими проектами. У нас ведь и земля свободная есть, и инфраструктура имеется. Мы их спрашивали: "Какие проблемы ваша стройка может решить?". Трудоспособного населения здесь достаточно, у людей потребности в жилье умеренные. Да, инвестиционный проект принесет чуть больше налогов в местный бюджет. Но это перестанет быть "плюсом", если посчитать, во сколько муниципалитету обойдется содержание сопутствующей социальной сферы. То есть дотационный Подольский район, аккумулируя строительство, лишь станет еще более дотационным".

После этого мы начинали выяснять, какие обременения инвестор может на себя взять. Отдаст ли часть квартир в муниципальную собственность? Построит ли 100% социальных объектов? Для большинства из них такие условия были невыгодными. И инвесторы уходили в те муниципалитеты, где власти занимали более сговорчивую позицию. В результате сегодня в Московской области и сложилась такая напряженная ситуация. И еще не все последствия прошлых ошибок мы на себе почувствовали.

- То есть, дело в добросовестности органов местного самоуправления?

- Не хотел бы говорить столь категорично. Но возьмите крупный подмосковный город с профицитным бюджетом: там люди живя, как в "каменном мешке", имеют острые проблемы в социальных объектах. И возьмите дефицитный Подольский район, который строил жилье не в таких объемах. В итоге на первое января 2012 года все нуждающиеся граждане льготных категорий у нас были обеспечены жильем. Более того, мы приняли концепцию и соответствующую программу, которые позволяют нам гарантировать человеку, становящемуся сегодня в очередь на улучшение условий проживания, получение квартиры в течение трех лет. Далее, все дети трех и старше лет в Подольском районе обеспечены местами в детских садах. Мы ставим задачу на перспективу: во всех наших школах занятия должны идти в одну смену. Для этого сейчас ведется строительство двух учебных заведений, одно будет введено в эксплуатацию уже в этом году. И, наконец, Подольский район полностью газифицирован.

- А какова ситуация с переселением граждан из ветхого и аварийного жилого фонда?

- Такая программа в нашем районе реализуется. Например, запланировано переселение жителей 180 квартир в поселке Львовский. Ожидаются сходные мероприятия в поселке Быково. Есть, правда, один проблемный объект, который раньше принадлежал железнодорожникам. Суд обязал нас принять его в муниципальную собственность, хотя прежние хозяева не сделали даже ремонта. В этом доме живут четыре семьи, и мы теперь должны их переселить. И переселим.

- Насколько остро стоит в Подольском районе проблема "обманутых дольщиков"?

- У нас таковых по сути и нет. Единственное, в свое время был такой случай - некая фирма взяла у людей в долг средства якобы для строительства жилого дома. В результате ничего не вышло, и руководитель этой конторы был осужден. Но обманутые люди-то остались, и они требовали у государства помощи. На данный момент, правда, этот вопрос уже решен - им планируется выделить квартиры в возводящемся доме.

Сейчас у нас появились схожие опасения в отношении другого застройщика. Дело в том, что он предлагает клиентам купить не саму квартиру, а лишь право на ее покупку. Будем, конечно, разбираться по этому поводу.

- А есть у администрации муниципалитета в этой ситуации рычаги воздействия на фирму, осуществляющую застройку?

- Разве что вызвать инвестора к нам и поговорить с ним. Я уже примерно представляю, что он может ответить: денег на окончание строительства не хватает, нужно сторонние средства привлекать, но все они, конечно, идут в дело. Проверить его слова мы не имеем права. Зато, если что-нибудь случится, нам придется отвечать. А где в муниципальном бюджете взять на это финансы? Придется откладывать обязательства по выделению квартир тем, кто стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Чтобы исключить такие факты, нужно дорабатывать законодательство.

- В последние годы много говорится о необходимости активнее реализовывать в регионе проекты малоэтажной застройки. Как вы относитесь к этой тенденции?

- Дело в том, что наше муниципальное образование не совсем типично для Московской области. Сейчас в Подольском районе проживает 37 тысяч человек, ещё 76 тысяч человек населяют Климовск, более 200 тысяч человек – Подольск. По всем архитектурным нормам нам уже не хватает рекреационных территорий. Поэтому мы не хотим больше строить ни высотного, ни малоэтажного жилья. Более того, весь район по планам должен стать своеобразной зоной отдыха для жителей вышеперечисленных городов. В частности, для этого будут подготовлены пляжи и площадки для отдыха в лесах.

Но в то же время мы начали задаваться вопросом: верен ли такой вектор развития? В течение последних 15 лет мы придерживались подобной политики и не приветствовали строительный бум. Что получилось в итоге? Умные государственные головы, определяя место для "Новой Москвы", наверняка, искали максимально свободные площади. А в Подольском районе их было немало… В результате мы лишились двух третей территории.

- А какая концепция определена в генеральном плане Подольского района?

- Первоначальная, та, где он остается рекреационной зоной. И мы все же будем придерживаться этого направления. Хотя нас стараются переубедить. Ведь территория района даже сегодня составляет 28 тысяч гектар, и здесь можно реализовать немало инвестиционных проектов, что в итоге приведет к тому, что население муниципального образования может значительно увеличиться. Однако кроме вреда нам это ничего не принесет. Увеличение налоговых поступлений – тоже не довод. Когда я начинал работать в органах власти, в Подольском районе оставалось 62% от собранных налогов, сейчас же – только 14%.

- Что изменилось в жизни Подольского района после воплощения в жизнь инициативы по созданию так называемой "Новой Москвы"? Что этот проект вам дал и что отнял?

- Понимаете, каждая территория в Подмосковье стремится к самоидентификации. И это правильно, поскольку у людей появляется понимание того, что они принадлежат к определенной общности.

В столице все иначе. Приведу пример: когда московские чиновники приезжали к нам и видели местный дом культуры, то не понимали, зачем работает это учреждение. Есть же Большой театр – пусть жители Подольского района туда ездят!

А мы ведь в свое время поставили задачу создать единый социум. Для того, скажем, чтобы молодежь на улицу не попадала, приводили в соответствие планы работы детских садов, школ, домов культуры и спортивных залов. Получалось, что ребенок после окончания учебы сразу бежал на занятие в кружки или секции и всегда был под контролем.

Хотелось добиться того, чтобы ни один человек в Подольском районе не остался без внимания. Поэтому было создано отделение сестринского ухода для одиноких стариков, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Ягодка", разрабатывался проект создания школы для трудных подростков… И вдруг нашу общность разделили, и существуем мы теперь в абсолютно разных условиях.

Эта разность в подходе к проблеме необходимости самоидентификации порождает и еще один интересный вопрос: по каким признакам оценивать работу органов местной власти? Мы действительно ощущали, что избраны населением, поскольку постоянно встречались с людьми на приемах и на сходах. В "Новой Москве" такого не будет. Каковы же критерии успешной деятельности властей? Ликвидация проблем? Но ведь полностью сделать это невозможно.

- Несмотря на все сказанное, налицо, по крайней мере, одно позитивное последствие образования "Новой Москвы" для Подольского района. Речь идет об увеличении муниципального бюджета. Какие приоритетные статьи расходов были, в связи с этим, вами обозначены?

- Да, доходная часть бюджета действительно возросла. Во-первых, в Подольском районе осталась наиболее развитая в промышленном отношении территория, при этом население вдвое уменьшилось. Во-вторых, правительство Москвы должно выплатить нам компенсацию. Появившиеся средства будут направлены на капитальный ремонт жилого фонда и строительство новых социальных объектов. Если все наши планы претворятся в жизнь, мы сможем поспорить с известным выражением Николая Некрасова: "Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". Так вот - мы поживем!

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще