Центр / Эксклюзив 21 августа 2009 г. 14:14

Министр образования Московской области Лидия Антонова: Средняя заработная плата учителей в Подмосковье за девять лет возросла в восемь раз

Министр образования Московской области Лидия Антонова:  Средняя заработная плата учителей в Подмосковье за девять лет возросла в восемь раз

1 сентября двери подмосковных школ распахнутся для 65 тыс. первоклассников. 3141 студент областных вузов получит высшее образование. Какие меры примет правительство, чтобы обезопасить школьников от свиного гриппа и в какие вузы следует поступать, учитывая тот факт, что страна пока еще переживает кризис рассказала в интервью "Интерфаксу" министр образования Подмосковья Лидия Антонова.

Лидия Николаевна, известно ли сейчас сколько школьников пойдут в этом году в первый класс? Можно ли привести статистику за прошедший год? Ощущается ли кризис в школах? Существует ли проблема недобора учеников в начальных классах?

В новом 2009-2010 учебном году в школы Московской области планируется принять 64,8 тыс. первоклассников, что на 9% больше, чем в прошедшем году, и открыть 3549 первых классов со средней наполняемостью по Московской области - 22,7 человека. Планируемый прием в 10-е классы составляет 31 642, что на 14% ниже, чем в прошедшем году. Будет открыто 1499 классов (в 2008 году 1532 класса) со средней наполняемостью 21,1 человек.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко уже неоднократно предупреждал российских граждан о возможной вспышке свиного гриппа в сентябре этого года. Насколько подмосковным школьникам обеспечена безопасность в период начала учебного года? Будет ли в течение года проводиться какая-то профилактика против этой болезни? Есть ли необходимость в подобной профилактике?

Министерством образования Московской области издан приказ от 5 августа 2009 года "О мерах по недопущению формирования очагов пандемического гриппа в организованных группах детей". Приказ направлен во все муниципальные образования и областные образовательные учреждения. 11 августа проведено совещание с руководителями муниципальных органов управления образованием, на котором рекомендовано принять все необходимые меры, в том числе не допускать выезда организованных групп детей за рубеж вплоть до особого распоряжения, взять под строгий контроль возвращающихся из-за рубежа обучающихся, воспитанников, допускать к учебным занятиям только при наличии справки из медицинского учреждения о состоянии здоровья. В случае выявления случаев, подозрительных на грипп, рекомендовано немедленно информировать территориальную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В скольких образовательных учреждениях были проведены ремонтные работы перед началом учебного года? Сколько школ и детских садов было введено в эксплуатацию по сравнению с прошлым годом?

В 2009 году осуществлён капитальный ремонт 61 учреждения и текущий ремонт во всех образовательных учреждениях.

На проведение ремонтных работ в муниципальных образовательных учреждениях в 2009 году израсходовано: из федерального бюджета - около 300 миллионов рублей; из областного бюджета - свыше 100 млн. руб. из бюджетов муниципальных образований - более 1 миллиарда рублей, а также около 700 млн рублей внебюджетных средств.

Итого, в 2009 году на проведение работ по подготовке муниципальных учреждений к началу нового учебного года израсходовано более 2 млрд. рублей.

Всего за 2009 год планируется ввести 14 новых школьных зданий на 7 тысяч обучающихся и 15 дошкольных учреждений. Из них уже введены в эксплуатацию 6 детских дошкольных учреждений, начальная школа-детский сад в Железнодорожном и два образовательных учреждения в Егорьевском муниципальном районе - специальная коррекционная школа-интернат и общеобразовательная школа.

Планируются к вводу школы в Дмитровском, Красногорском (две), Ленинском, Одинцовском, Подольском муниципальных районах, а также в городских округах Балашиха, Подольск (две), Троицк. А в Раменском торжественное открытие школы состоится 1 сентября - лучший подарок ученикам и педагогам ко Дню знаний.

Многие ли школы ввели основы православия в основную программу обучения? Как относятся родители учеников к подобным нововведениям? Какие религии, кроме православия, изучают в школах региона?

В Московской области накоплен большой опыт по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. На протяжении 8 лет выстроена эффективная система церковно-школьного взаимодействия. На сегодняшний день во всех общеобразовательных учреждениях Московской области изучаются предметы культурологического цикла. В учебные планы общеобразовательных учреждений Московской области включены предметы культурологической направленности и ряд курсов по духовно-нравственному воспитанию: "Духовное краеведение Подмосковья", "Основы православной культуры", "Истоки", "Родное Подмосковье", "История религий России", "Религии мира", "Основы православия" и др.

Программы курсов по духовно-нравственному воспитанию в Московской области разработаны для учащихся с 1 по 11 классы с учетом их возрастных особенностей, эти программы прошли экспертизу и одобрены Координационным советом по взаимодействию Московской епархии и Министерства образования Московской области.

Знания о духовно-нравственной культуре преподаются в форме урока, факультатива, кружка и элективного курса и в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании" носят светский характер и не содержат религиозных идей. При организации изучения в образовательных учреждениях курсов "Духовное краеведение Подмосковья", "Основы православной культуры" и т.п. родители дают письменное согласие на изучение программ по духовно-нравственному воспитанию или отказ от изучения.

Преподавание курсов ведется только подготовленными педагогическими работниками, прошедшими соответствующие курсы повышения квалификации педагогов духовно-нравственной культуры.

Изучение мировых религий осуществляется в рамках курса "Религии мира" и носит ознакомительный характер.

Изучение предметов культурологической направленности и ряда курсов по духовно-нравственному воспитанию формирует в детях чувство толерантности, учит добру, пониманию, терпимости, то есть всем тем качествам, без которых невозможно развитие морально устойчивого общества.

Существует ли в Подмосковных образовательных учреждениях проблемы с кадрами? Каких специалистов не хватает в большей степени, а каких переизбыток? Много ли в школах работает молодых специалистов? Какая средняя зарплата у учителя в Московской области? Какие существуют премии и системы поощрений для педагогов?

В Подмосковных образовательных учреждениях проблем с кадрами нет. Потреб-ности в педагогических кадрах (вакансии) составляют менее одного процента (0,8%). В 2008-2009 году в школы Подмосковья пришли работать 708 педагогических работников - молодых специалистов.

Средняя заработная плата работников общеобразовательных учреждений Московской области по оперативным данным за май 2009 года составила 20631 рубль, в том числе у учителей - 22527 рублей. средняя заработная плата работников отрасли "Образование" Московской области за период с 2000 года по настоящее время возросла в восемь раз!

У нас в области существует система поощрения педагогических и руководящих работников Московской области. Так в 2008 году оформлено, выдано и вручено в торжественной обстановке 5438 различных наград. Это в 2,5 раза больше, чем в 2007 году.

Планомерно проводится работа по награждению наградами Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2009 году нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" награждены 564 педагогических работников, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации награжден 581 педагогический работник, нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" - 5 человек, нагрудным знаком "Почетный работник среднего профессионального образования РФ" - 9, нагрудным знаком "Почетный работник начального профессионального образования РФ" - 30.

Уникальная премия губернатора Московской области "За достижения в области образования" ежегодно вручается выдающимся работникам, учреждениям системы образования области. В 2008 году лауреатами премии Губернатора Московской области в номинации "За достижение в области образования" стал коллектив авторов методических материалов по внедрению в систему образования Московской области этнокультурных знаний, связанных с историей, традициями и духовно-культурным наследием Подмосковья.

Есть ли разрыв между качеством образования, полученного в сельской и городской школах?

Такого разрыва мы не видим. И в селе у нас хватает прекрасных школ, оборудованных самым современным оборудованием, с замечательными кадрами. По всем показателям - в том числе и по сдаче ЕГЭ, выпускники сельских школ не уступают выпускникам городских.

Какие специальности в ВУЗах будут наиболее актуальными в ближайшие несколько лет? Куда советуете поступать абитуриентам? Каких специалистов не хватает в области?

В этом году высшее образование в московских областных вузах получит 3141 студент. Это приблизительно столько же выпускников, сколько у нас было в прошлом году. В ближайшее время наиболее востребованными будут специальности технического, в том числе и высокотехнологичного профилей. Это химическая и биотехнологии, информационная и вы-числительная техника, ядерно-физические и нанотехнологии.

Основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования в Московской области по специальностям технического профиля можно освоить в Международном университете природы, общества и человека "Дубна", имеющим статус Губернаторского университета, и в четырех его подмосковных филиалах, расположен-ных в городах Протвино, Котельники, Дзержинском, Дмитрове.

На территории Московской области расположено пять высших учебных заведений, подведомственных Министерству образования Московской области. Направления подготовки и специальности Московского государственного областного университета характерны для классического университета. В настоящее время в вузе реализуется более 30 основных профессиональных образовательных программ.

Высшее профессиональное образование по специальностям педагогического и гуманитарного профилей можно получить на базе Коломенского государственного педагогического института и Московского государственного областного гуманитарного института. Академия социального управления осуществляет подготовку управленческих кадров для социально-экономической сферы.

В настоящее время рынок труда в Московской области испытывает дефицит специалистов технического профиля.

Лидия Николаевна, на протяжении двух десятков лет вы работали преподавателем английского языка. Насколько этот опыт пригодился вам как министру? Почему детям важно изучать иностранный язык и с какого возраста им стоит начать заниматься? Как вы относитесь к обучению за рубежом и к совместным стажировкам?

Опыт работы учителем очень ценен для меня. Конечно, в те годы иностранные языки были мало востребованы, сегодня у школьников интерес к изучению огромный. Преподава-ние иностранного языка в школах предусмотрено со 2 класса, но часто родители обеспечивают для своих детей более раннее знакомство с языком. Это, безусловно, полезно.

По поводу стажировок за рубежом: у нас существует огромный опыт совместной работы с педагогами разных стран, мы обмениваемся делегациями и студентов, и преподавателей. Это помогает нам повышать качество образования, интерес детей.

Насколько подмосковным школьникам доступен интернет? Есть ли доступ в интернет в библиотеках региона?

В новом учебном году, как и в предыдущем, все среднеобразовательные школы, которых в области 1309, будут обеспечиваться доступом к сети Интернет. Подключение осуществляется в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Важной задачей является не только подключение и предоставление доступа к интернету, но и эффективное использование предоставленных возможностей преподавателям и учащимся. В течение прошлого года ежеквартально отслеживалось использование ресурсов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе. В 2008-2009 учебном году 111742 учащихся из образовательных учреждений Московской области использовали ресурсы сети Интернет в учебное время, во внеурочное время - 73335 учеников.

Мы не можем обойти в нашей беседе тему сдачи ЕГЭ. Довольны ли вы результатами сдачи экзаменов? Оправдались ли ваши ожидания? Какие моменты требуют доработки?

В 2009 году Единый государственный экзамен впервые проводился в штатном режиме. В нем приняли участие свыше 35 тыс. выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Подмосковья.

В Московской области ЕГЭ проводился по 14 предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), информатика и информационно-коммуникационные технологии. Русский язык и математика являлись обязательными предметами. Остальные предметы выбирали ребята, решившие продолжить обучение в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Сегодня, анализируя ход ЕГЭ, его результаты, можно отметить: у Московской области есть определенные положительные результаты. Так, все выпускники в срок, обозначенный нормативными документами, были обеспечены свидетельствами о результатах ЕГЭ, что позволило им без проблем претендовать на получение профессионального образования. В течение всего прохождения ЕГЭ в Правительство Московской области, Министерство образования, федеральные структуры не поступало жалоб и обращений от населения области о нарушениях при проведении экзаменов. В целом ожидания оправдались. По 10 предметам из 14 доля выпускников, показавших результат ниже минимального балла (попросту, получивших двойки), меньше российского показателя.

В то же время нас не устраивают результаты по математике, истории, обществознанию и географии. Сегодня руководителям школ совместно с методическими центрами необходимо проанализировать состояние преподавания этих предметов, чтобы в следующем году избежать подобных результатов.

Подготовила Анна Украинцева.