Центр / Эксклюзив 2 октября 2012 г. 18:23

Руководитель СУ СКР по Воронежской области Н.Третьяков: "Мы боремся с коррупцией совместно с властью, коллегами-правоохранителями и гражданскими активистами"

Руководитель СУ СКР по Воронежской области Н.Третьяков: "Мы боремся с коррупцией совместно с властью, коллегами-правоохранителями и гражданскими активистами"

Проблема коррупции по сей день остается актуальной как на федеральном, так и на региональном уровне. О том, какие меры по борьбе с ней принимаются в Воронеже, об общем уровне преступности, о том, как вообще живется воронежским следователям, "Интерфаксу" рассказал руководитель СУ СК РФ по Воронежской области, генерал-лейтенант юстиции Николай Третьяков.

- Николай Иванович, на что были направлены основные усилия в работе следственного комитета в текущем году?

- В этом году, впрочем, как и всегда, наши усилия были направлены на противодействие коррупции, на качественное и оперативное расследование преступлений, а также их профилактику.

- Какие преступления в сфере деятельности Вашего управления происходят чаще всего на территории области?

- Вообще в 2012 году в области зарегистрировано свыше 14 тыс. преступлений разного уровня, из них 26% составили как раз тяжкие и особо тяжкие. Это, прежде всего, убийства. Затем стоит назвать умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Рост таких преступлений отмечается, в основном, в самом Воронеже и семи районах области. Сохраняется тенденция роста числа изнасилований и покушений на изнасилование. При этом многие преступления совершаются ранее уже осужденными лицами (рецидивы), либо под воздействием алкоголя (т.н. "пьяная" преступность).

- Какие резонансные преступления были раскрыты в текущем году?

- Прежде всего я бы отметил окончание расследования дела в отношении четверых граждан, которые на протяжении нескольких лет совершали насильственные действия сексуального характера в отношении малолетних детей в Воронеже и Великом Новгороде. Сейчас их дело направлено в Воронежский облсуд.

Завершено расследование дела группы из десяти человек, в том числе двух бывших милиционеров, которая в 2009-2011 гг., используя поддельные документы, продала на территории Воронежской области и других регионов более 25 дорогих иномарок, угнанных у законных владельцев. В итоге мошенническим путем члены группы получили более 33 млн рублей.

Направлено в суд дело руководителей "Рудгормаша" Анатолия Чекменева и Владимира Енина. В ходе расследования были установлены факты хищения в 1999-2008 гг. с использованием подставных российских и иностранных компаний имущества ОАО "Рудгормаш" общей стоимостью свыше 82 млн рублей. Работая над этим делом, наши следователи для получения материалов были вынуждены даже ездить за границу.

Кроме того, мы отправили в суд дело мужчины, скрывавшегося от правосудия свыше 20 лет, расследуем дела милиционеров, избивавших задержанных, чтобы получить признательные показания. Отдельно хотелось бы отметить дело о бездействии чиновников управы Левобережного района Воронежа по улучшению жилищно-бытовых условий 93-летней Надежды Ситниковой, пенсионерки, инвалида II группы, труженицы тыла. Женщина жила в совершенно неприспособленном помещении, поэтому в ходе предварительного следствия мы даже сняли для нее квартиру.

- Внедряются ли новые методики и оборудование в работе следственного комитета?

- Конечно. В последнее время мы получили цианокрилатовую камеру, позволяющую выявлять невидимые следы пальцев рук на поверхностях, которые ранее были недоступны для исследования (например, следы рук на кожных поверхностях), приобрели георадар, повышающий эффективность поиска сокрытых трупов. Нам стали доступны и другие средства, облегчающие работу на месте происшествия – лазерные измерители расстояний, осветительные вышки, позволяющие проводить осмотры в темное время суток.

В распоряжении следователей и криминалистов имеются две хорошо оснащенные передвижные криминалистические лаборатории, технические средства, обеспечивающие допросы "зашифрованных" свидетелей, а также проведение опознания в условиях, когда опознаваемый непосредственно не наблюдает опознающего. У нас успешно проводятся психофизиологические исследования с применением полиграфа – "детектора лжи". А например, с помощью специалистов Главного управления криминалистики СК РФ при необходимости мы практикуем восстановление (активизацию) памяти свидетелей и потерпевших, наблюдавших важные вещи, которые впоследствии стерлись из их памяти.

- В чем Вы видите причину нераскрываемости ряда преступлений?

- Сложность расследования, в первую очередь, - и это вполне естественно, - связана с тем, что значительное число преступлений совершается в условиях неочевидности, при отягчающих обстоятельствах, преднамеренно; при этом преступники порой тщательно готовятся и пытаются скрывать улики; ряд преступлений вообще сопряжен с безвестным исчезновением граждан. Все это - объективные причины, определяющие то, что иногда преступления остаются нераскрытыми, несмотря на предпринимаемые меры. Кроме того, не всегда обеспечивается должный уровень взаимодействия следователя и оперативных сотрудников, не на все вопросы следствия могут ответить и судебные эксперты.

С другой стороны, не секрет, что в последние годы как в следствии, так и в органах внутренних дел происходит ротация кадрового состава, многие опытные ветераны ушли на заслуженный отдых, а пришедшие им на смену еще не обладают достаточным профессиональным мастерством, не хватает им порой и жизненного опыта.

- Какую работу ведет следственный комитет в борьбе с коррупцией?

- В текущем году мы заметно активизировали деятельность по противодействию преступлениям против госвласти и госслужбы, в том числе и коррупционного характера. В суд направлено 51 дело соответствующего профиля, из них 39 коррупционных.

Всего расследовано 231 коррупционное преступление, совершенное должностными лицами в органах власти и управления. Возбуждены уголовные дела в отношении 18 человек особого правового статуса: прежде всего о мошенничестве.

У нас налажено эффективное взаимодействие с контрольно-надзорными органами, действуют соглашения о сотрудничестве с территориальными управлениями ФНС, ФССП, УФМС, с местным отделением "Центра противодействия коррупции в органах государственной власти", ведем работу совместно с ГУВД, УФСБ, УФСКН, УФСИН, участвуем в совете по противодействию коррупции, созданном при губернаторе Воронежской области.

К сожалению, итогом сложной и кропотливой работы следователей не всегда становится заслуженное и справедливое наказание коррупционеров. По ряду дел суды вынесли оправдательные приговоры, руководствуясь при этом доводами, мягко говоря, неубедительными.

Так, Ленинский райсуд Воронежа оправдал Александра Лукашука, крупного чиновника ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства, обвинявшегося в превышении полномочий при проведении конкурса на право заключения госконтракта. На представленной следствием суду видеозаписи отчетливо видно, что Лукашук искажает предложение одного из участников конкурса. Однако суд стал на сторону подсудимого, утверждавшего, что данная видеозапись смонтирована. При этом было полностью проигнорировано заключение фоноскопической экспертизы, что всякие признаки монтажа отсутствуют. В итоге суд посчитал все доказательства обвинения недостаточными.

Тот же райсуд признал незаконным возбуждение дела против бывшего главы Борисоглебского городского округа Ивана Данилова. Ранее по материалам в отношении Данилова уже принималось подобные решения в связи с тем, что на тот момент не был установлен размер причиненного ущерба. Когда мы получили соответствующие данные, дело все-таки удалось возбудить. Однако судья совершенно необоснованно делает заключение, что следствие не вправе заводить дело, коль скоро уже выносилось решение об отказе. В настоящее время мы готовим ходатайство в СК РФ о возможности пересмотра данного решения в вышестоящих инстанциях.

А Борисоглебский райсуд вынес оправдательный приговор бывшему начальнику местного отделения ОАО "ВЭСК" Алексею Калимбету, который обвинялся в мошенничестве в особо крупном размере с использованием служебного положения. Собранные по делу доказательства, подтверждающие виновность, суд не принял во внимание или признал недостаточными, несмотря на имевшиеся свидетельские показания.

Подобные решения вызывают естественное недоумение у следственных органов и отнюдь не способствуют эффективному противодействию коррупции.